Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Техника сторителлинга на уроках русского языка

Сторителлинг как педагогическая технология и ее применение в образовании

Определение 1

Сторителлинг – это педагогическая технология, изобретенная Дэвидом Армстронгом и основанная на рассказывании историй.

Применение сторитоллиенга в обучении обусловлено тем, что эта техника позволяет актуализировать опыт ученика, сделать информацию личностно значимой и передать ее в более увлекательной, а значит, мотивирующей и заинтересовывающей форме.

Преимущества сторителлинга как образовательной технологии заключаются в следующем:

  1. Способствует формированию познавательного интереса и развитию мотивации.
  2. Совершенствует навыки связной речи.
  3. Структурирует процесс словесно-логического мышления, активизирует память, внимание и воображение.
  4. Позволяет выделять в изучаемом материале главное, существенное и опускать несущественные, второстепенные детали.
  5. Учит знаковой трансформации информации, развивает критической взгляд на вещи.
  6. Стимулирует творческие способности и активность.

В педагогике используются несколько источников сторителлинга:

  1. Личный опыт педагога или ученика. Этот источник наиболее важен, поскольку он позволяет связать изучаемую информацию с жизнью, сделав ее более доступной и понятной. Например, работая над темой «Склонение числительных» учитель может рассказать историю о том, как ему удалось запомнить правила склонения и не допускать ошибки в использовании числительных.
  2. Интересные факты, связанные с историей каких-либо событий или явлений. Это могут быть истории о прошлом слов, а также интересные факты из истории письма, появления знаков препинания, развития грамматических представлений. Например, объясняя тему «Падежные окончания существительных», учитель рассказал своим ученикам историю о падежах, которые раньше выделись в грамматике, а теперь исчезли.
  3. Примеры из книг и художественных фильмов. К примеру, очень часто на уроке, посвященном орфограмме «Правописание суффиксов –ек и –ик», используется фрагмент книги Л. Герасимовой «В стране Невыученных уроков» (или используется фрагмент одноименного мультипликационного фильма).
  4. Проблемные ситуации, с которыми сталкивались ученые-лингвисты, а также данные лингвистических экспериментов или исследований.
«Техника сторителлинга на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сторителлинг не является технологией, которая выступает абсолютно инновационной для отечественного образования. В традиционных учебниках русского языка очень часто встречаются персонажи, моделирующие различные учебные ситуации, которые предстоит рассмотреть ученикам. Этот прием особенно популярен в учебно-методической литературе для начальной школы. В качестве персонажей выступают известные герои мультфильмов, сказок, а также популярных детских произведений. В научно-популярной литературе по русскому языку часто используются игровые сценарии, представляющие собой увлекательную сюжетную историю, знакомство с которой помогает освоить те или иные языковые нормы.

Техника сторителлинга на уроках русского языка

На уроках русского языка прием сторителлинга может быть использован как элемент в структуре урока, необходимый для активизации внимания учеников, актуализации знаний или в процессе усвоения нового материала. Применение сторителлинга требует от учителя целенаправленной подготовительной работы, в ходе которой он определяет место сторителлинга в структуре урока, дидактические цели, реализуемые с помощью этого приема, а также виды деятельности учеников, сопровождающие этот прием. Очень важно, чтобы ученики не превращались в пассивных слушателей истории, рассказываемой учителем. Необходимо правильно организовать работу над восприятием истории, сопроводив ее предварительными вопросами на понимание или используя другие задания (например, составить план истории, объяснить, как история связана с изучаемым явлением, сформулировать правило, подходящее к данному сюжету).

На этапе знакомства учеников с историей необходимо использовать разнообразные типы сюжетов, избегая однообразия и монотонности. Так, истории на уроках русского языка могут быть основаны на следующих типах развития сюжета:

  1. «Победа над противником»: изученное правило поможет победить колдунью Ошибку, сокрушить монстра Безграмотности и т.п.
  2. «Решение проблемы»: герои истории сталкиваются с трудностями, которые помогут преодолеть ученики, если они правильно сформулируют правило, выполнят задание и проч.
  3. «Трансформация»: истории, основанные на переносе привычных языковых явлений в новый контекст. Например, это могут быть истории об оживших частях речи или членах предложениях, «биографии» слов и выражений и проч.
  4. «Волшебный помощник»: истории, суть которых заключается в демонстрации особой роли какого-то языкового явления для решения учебных трудностей. Например, учитель может рассказать историю о волшебном ударении, которое помогает различать слова (пАрить – парИть) или осуществлять выбор правильного написания (выгореть – загар).
  5. «Квесты», основанные на рассказе о путешествиях, приключениях, преодолении трудностей. К примеру, повторение орфографических правил может быть организовано как цикл уроков, посвященных путешествию по Морю Ошибок. В ходе этого «путешествия» учитель совместно с учениками составляет различные истории об орфографических правилах, способствуя лучшему их запоминанию.

Таким образом, техника сторителлинга на уроках русского языка помогает сделать обучение более интересным и личностно значимым, создает позитивный настрой и формирует условия для успешного освоения материала.

Дата последнего обновления статьи: 26.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot