Сторителлинг как педагогическая технология и ее применение в образовании
Сторителлинг – это педагогическая технология, изобретенная Дэвидом Армстронгом и основанная на рассказывании историй.
Применение сторитоллиенга в обучении обусловлено тем, что эта техника позволяет актуализировать опыт ученика, сделать информацию личностно значимой и передать ее в более увлекательной, а значит, мотивирующей и заинтересовывающей форме.
Преимущества сторителлинга как образовательной технологии заключаются в следующем:
- Способствует формированию познавательного интереса и развитию мотивации.
- Совершенствует навыки связной речи.
- Структурирует процесс словесно-логического мышления, активизирует память, внимание и воображение.
- Позволяет выделять в изучаемом материале главное, существенное и опускать несущественные, второстепенные детали.
- Учит знаковой трансформации информации, развивает критической взгляд на вещи.
- Стимулирует творческие способности и активность.
В педагогике используются несколько источников сторителлинга:
- Личный опыт педагога или ученика. Этот источник наиболее важен, поскольку он позволяет связать изучаемую информацию с жизнью, сделав ее более доступной и понятной. Например, работая над темой «Склонение числительных» учитель может рассказать историю о том, как ему удалось запомнить правила склонения и не допускать ошибки в использовании числительных.
- Интересные факты, связанные с историей каких-либо событий или явлений. Это могут быть истории о прошлом слов, а также интересные факты из истории письма, появления знаков препинания, развития грамматических представлений. Например, объясняя тему «Падежные окончания существительных», учитель рассказал своим ученикам историю о падежах, которые раньше выделись в грамматике, а теперь исчезли.
- Примеры из книг и художественных фильмов. К примеру, очень часто на уроке, посвященном орфограмме «Правописание суффиксов –ек и –ик», используется фрагмент книги Л. Герасимовой «В стране Невыученных уроков» (или используется фрагмент одноименного мультипликационного фильма).
- Проблемные ситуации, с которыми сталкивались ученые-лингвисты, а также данные лингвистических экспериментов или исследований.
Сторителлинг не является технологией, которая выступает абсолютно инновационной для отечественного образования. В традиционных учебниках русского языка очень часто встречаются персонажи, моделирующие различные учебные ситуации, которые предстоит рассмотреть ученикам. Этот прием особенно популярен в учебно-методической литературе для начальной школы. В качестве персонажей выступают известные герои мультфильмов, сказок, а также популярных детских произведений. В научно-популярной литературе по русскому языку часто используются игровые сценарии, представляющие собой увлекательную сюжетную историю, знакомство с которой помогает освоить те или иные языковые нормы.
Техника сторителлинга на уроках русского языка
На уроках русского языка прием сторителлинга может быть использован как элемент в структуре урока, необходимый для активизации внимания учеников, актуализации знаний или в процессе усвоения нового материала. Применение сторителлинга требует от учителя целенаправленной подготовительной работы, в ходе которой он определяет место сторителлинга в структуре урока, дидактические цели, реализуемые с помощью этого приема, а также виды деятельности учеников, сопровождающие этот прием. Очень важно, чтобы ученики не превращались в пассивных слушателей истории, рассказываемой учителем. Необходимо правильно организовать работу над восприятием истории, сопроводив ее предварительными вопросами на понимание или используя другие задания (например, составить план истории, объяснить, как история связана с изучаемым явлением, сформулировать правило, подходящее к данному сюжету).
На этапе знакомства учеников с историей необходимо использовать разнообразные типы сюжетов, избегая однообразия и монотонности. Так, истории на уроках русского языка могут быть основаны на следующих типах развития сюжета:
- «Победа над противником»: изученное правило поможет победить колдунью Ошибку, сокрушить монстра Безграмотности и т.п.
- «Решение проблемы»: герои истории сталкиваются с трудностями, которые помогут преодолеть ученики, если они правильно сформулируют правило, выполнят задание и проч.
- «Трансформация»: истории, основанные на переносе привычных языковых явлений в новый контекст. Например, это могут быть истории об оживших частях речи или членах предложениях, «биографии» слов и выражений и проч.
- «Волшебный помощник»: истории, суть которых заключается в демонстрации особой роли какого-то языкового явления для решения учебных трудностей. Например, учитель может рассказать историю о волшебном ударении, которое помогает различать слова (пАрить – парИть) или осуществлять выбор правильного написания (выгореть – загар).
- «Квесты», основанные на рассказе о путешествиях, приключениях, преодолении трудностей. К примеру, повторение орфографических правил может быть организовано как цикл уроков, посвященных путешествию по Морю Ошибок. В ходе этого «путешествия» учитель совместно с учениками составляет различные истории об орфографических правилах, способствуя лучшему их запоминанию.
Таким образом, техника сторителлинга на уроках русского языка помогает сделать обучение более интересным и личностно значимым, создает позитивный настрой и формирует условия для успешного освоения материала.