Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структурно-семантический метод обучения орфографии

Структурно-семантический метод обучения орфографии

Работа над формированием орфографической грамотности в школе базируется на нескольких принципах, которые опираются на предпосылки развития правописных умений, а также объективные свойства языковой системы, отраженные в системе правил орфографии. Как отмечают методисты, полноценное развитие орфографических умений невозможно без опоры на традиционные принципы русской системы правописания – морфофонематический, фонетический и традиционный. Однако в последнее время список принципов, на которые опирается традиционная методика орфографии, был расширен и включает также структурно-семантический подход.

Определение 1

Структурно-семантический метод обучения орфографии представляет собой методический прием, который базируется на учете семантических особенностей реализации языковой единицы в контексте.

На первый взгляд количество слов, написание которых зависит от семантики, не так уж велико. В школьной практике к ним относят такие лексемы, как «компания» / «кампания», а также слова с корнями, в которых есть чередующиеся гласные и написанные которых определяется их значением. Это касается корней «равн» и «ровн», а также «мак» и «мок» и частично корней «плав», «плов» и «плыв». Однако если мы посмотрим на случаи омонимии корней, например, в таких примерах, как «спешите на работу – спишите текст», «примерять на себя новую роль – примирять ссорящихся оппонентов», «коснувшийся рукой – косящий глазом» и др., то обнаружим, что для различения их написания необходимо обращаться не только к знанию правил правописания корня с безударной гласной, но и к семантике слова.

Следовательно, структурно-семантический метод обучения орфографии предстает как принцип правописания, который базируется на выборе правильного написания на основе анализа структуры слова и значения его структурных частей.

Структурно-семантический метод применим также в выборе написания не корневых морфем. Сравним два слова: «марлевый – счастливый» - в первом случае выделяется суффикс -ев-, во втором - суффикс – лив-. У них не только разное строение и графический облик, но и разное значение. Как правило, суффикс -ев- имеет значение соотнесенности к с производящей лексемой. В то время как суффикс –лив- имеет значение состояния или проявления качества.

«Структурно-семантический метод обучения орфографии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Не мене важным структурно-семантический принцип оказывается и в отношении написания приставок, особенно тех, в которых важен компонент значения: пре- и при-. Как известно, выбор приставок пре- / при- чаще всего определяется семантикой, которую приставки вносят в слово. Аналогично дело обстоит с приставками пра- и про- (например: прадедушка – прообраз).

Применение структурно-семантического метода в правописании

Использование структурно-семантического метода также актуально в следующих случаях:

  1. Различение на письме частиц, союзов, предлогов и омонимичных им слов. Например: Что бы мы ни делали, ничего не выходило (семантика уступки). – Чтобы мы приехали, он употребил все свое влияние (семантика цели).
  2. Дифференциация написания наречий, кратких прилагательных и причастий. К примеру: Море взволнованно, неспокойно (семантика качества, взволнованно – имя прилагательное). – Он говорил взволнованно, торопливо (семантика образ действия, взволнованно – наречие). – Воображение взволновано грядущими перспективами (семантика временного признака, взволновано – краткое причастие).
  3. Разграничение на письме причастий и отглагольных прилагательных. Например: Некрашеная скамейка стоит в парке (некрашеная – отглагольное прилагательное). – Не крашенная с прошлого года скамейка стоит в парке (не крашенная с прошлого года – причастие в составе причастного оборота).
  4. Дифференциация написания собственных и нарицательных имен. Например: На небе ни облачка, дует прохладный ветерок. – Лети, конь Ветерок, быстрее ветра!
  5. Разграничение суффиксов -е- /-и- глаголов с семантикой объектного действия. К примеру: обессилеть от усталости (самому) – обессилить противника изнуряющими приемами (действие направлено на объект); обескроветь от раны (самому) – обескровить страну жесткой войной (объектное действие).

Применение структурно-семантического принципа базируется на следующих приемах:

  1. Обучение структурному анализу слова с определением его состава и семантики частей (морфем).
  2. Анализ значения слова в контексте с целью «снятия» возможной омонимии.
  3. Внимание к морфологическому статусу слова и его грамматическому значению.
  4. Учет особенностей синтаксической реализации слова, обусловленных его значением, морфологическим статусом и значением.

Структурно-семантический метод обучения орфографии особенно полезен в тех случаях, когда для оценки правописания необходим комплексный подход, который базируется на учете нескольких параметров: морфологического, синтаксического, лексико-семантического. Поэтому его использование особенно эффективно в отношении дифференциации сложных случаев правописания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot