Структура речевого общения
Речевое общение — это часть более сложного процесса речевого взаимодействия индивидов. В самом общем виде под речевым общением понимают такое коммуникативное взаимодействие, которое отличается следующими свойствами:
- Целенаправленным и активным характером.
- Нацеленностью на результат.
- Содержательностью: в основе лежит процесс обмена информацией (чувствами, мыслями, сведениями).
- Завершенностью.
Структура речевого общения включает несколько компонентов:
- Совокупность всех условий осуществления общения (речевую ситуацию).
- Процесс установления контактов, а также их поддержания, то есть речевое взаимодействие.
- Отдельные формы речевого взаимодействия в каждой конкретной речевой ситуации, то есть речевые события.
Исходя из этой структуры, можно представить общую модель осуществления речевого общения: анализ речевой ситуации — выбор языковых и невербальных средств общения, определение тактик и стратегий взаимодействия — установление контакта с собеседником — осуществление общения посредством речевых актов, складывающихся в речевое событие, и достижение цели коммуникации.
Виды речевого общения классифицируют по разным основаниям:
- По способу осуществления: устное / письменное / смешанное (например, голосовые сообщения в мессенджерах).
- По форме взаимодействия: монологическое / диалогическое. Диалог является наиболее распространённой формой коммуникации и преобладает в устном общении. Монологические формы передачи информации характерны в основном для письменного общения в книжных стилях речи.
- По составу коммуникантов: межличностное, групповое и массовое.
Общение протекает в ходе речевой деятельности — целенаправленного процесса использования языка в качестве средства коммуникации и познания.
Общение можно рассматривать с точки зрения видов речевой деятельности, которые осуществляются его участниками: говорение и слушание (протекают в устной форме взаимодействия), а также письмо и чтение (связаны с письменным общением). Говорение и письмо являются продуцирующими речевой деятельностью, продуктом которой является текст — связной речевое высказывание. Слушание и чтение — перцептивные виды деятельности, направленные на восприятие, анализ и переработку информации.
Речевая деятельность, как и всякая деятельность, включает четыре компонента:
- Этап мотивации, то есть осознания потребности в общении.
- Планирование, включающее определение целей общения и путей их реализации.
- Этап реализации, то есть осуществление речевого взаимодействия.
- Этап контроля.
Основные единицы общения и их характеристики
Рассмотрим более подробно основные единицы общения.
Речевая ситуация включает следующие элементы:
- Участники общения, или его субъекты. Традиционно выделяют адресанта и адресата, то есть отправителя сообщения (говорящий / пишущий) и его получателя (слушающий / читающий).
- Код, то есть совокупность знаков, с помощью которых осуществляется передача информации между коммуникантами. В понятие кода включается вся совокупность языковых средств, с помощью которых происходит организация сообщения (фонетических, словообразовательных, лексико-грамматических), а также невербальные составляющие общения (жесты и мимика).
- Канал информации, то есть способ, которым осуществляется передача закодированного сообщения (зрительный или слуховой, сложный — аудиально-визуальный).
- Условия осуществления общения: место, время, обстановка, характер социальных ролей коммуникантов (формальное / неформальное общение, официальное / дружеское, непосредственное / опосредованное).
- Обратная связь между коммуникантами, демонстрирующая характер протекания общения и свидетельствующая о его успешности.
Схема речевого общения с учётом особенностей речевой ситуации такова: отправитель информации (адресант) исходя из коммуникативной цели и речевых намерений отбирает языковые средства для передачи определённой информации, то есть кодирует её с помощью языковых знаков, затем закодированная в виде текстового сообщения (устного или письменного) информация поступает к получателю (адресату), который должен произвести процесс декодирования (восприятие и понимание переданного сообщения) и продемонстрировать ответную реакцию собеседнику.
Основное единицей передаваемой в процессе общения информации является текст, понимаемый достаточно широко как всякой связное речевое высказывание в устной или письменной форме, характеризующееся цельностью, завершенностью и созданное по законам данного языка. Для достижения эффективного взаимодействия текстовое (речевое) сообщение, должно обладать рядом черт:
- Тематическая и смысловая цельность, связность и завершённость.
- Грамматическая оформленность.
- Нормативность.
- Логичность и непротиворечивость.
- Ясность и доступность.
- Уместность, соответствие этическим и эстетическим требованиям коммуникации.
Среди компонентов речевого общения также выделяют такое понятие, как дискурс. Дискурс — это речевой акт, взятый в совокупности с внеязыковыми факторами его осуществления (невербальное поведение участников). Дискурс — это речевое событие в аспекте его реализации (например, интервью, научная конференция, лекция в университете). Речевая ситуация дополняет речевое событие в плане характеристики условий протекания общения, статуса участников и его обстановки.
Структуры и единицы языкового общения описывают процесс коммуникативного взаимодействия индивидов, давая представление о характере протекания речевого взаимодействия.