Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура и единицы речевого общения

Структура речевого общения

Речевое общение — это часть более сложного процесса речевого взаимодействия индивидов. В самом общем виде под речевым общением понимают такое коммуникативное взаимодействие, которое отличается следующими свойствами:

  1. Целенаправленным и активным характером.
  2. Нацеленностью на результат.
  3. Содержательностью: в основе лежит процесс обмена информацией (чувствами, мыслями, сведениями).
  4. Завершенностью.

Структура речевого общения включает несколько компонентов:

  1. Совокупность всех условий осуществления общения (речевую ситуацию).
  2. Процесс установления контактов, а также их поддержания, то есть речевое взаимодействие.
  3. Отдельные формы речевого взаимодействия в каждой конкретной речевой ситуации, то есть речевые события.

Исходя из этой структуры, можно представить общую модель осуществления речевого общения: анализ речевой ситуации — выбор языковых и невербальных средств общения, определение тактик и стратегий взаимодействия — установление контакта с собеседником — осуществление общения посредством речевых актов, складывающихся в речевое событие, и достижение цели коммуникации.

Виды речевого общения классифицируют по разным основаниям:

  1. По способу осуществления: устное / письменное / смешанное (например, голосовые сообщения в мессенджерах).
  2. По форме взаимодействия: монологическое / диалогическое. Диалог является наиболее распространённой формой коммуникации и преобладает в устном общении. Монологические формы передачи информации характерны в основном для письменного общения в книжных стилях речи.
  3. По составу коммуникантов: межличностное, групповое и массовое.
Определение 1

Общение протекает в ходе речевой деятельности — целенаправленного процесса использования языка в качестве средства коммуникации и познания.

Общение можно рассматривать с точки зрения видов речевой деятельности, которые осуществляются его участниками: говорение и слушание (протекают в устной форме взаимодействия), а также письмо и чтение (связаны с письменным общением). Говорение и письмо являются продуцирующими речевой деятельностью, продуктом которой является текст — связной речевое высказывание. Слушание и чтение — перцептивные виды деятельности, направленные на восприятие, анализ и переработку информации.

«Структура и единицы речевого общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Речевая деятельность, как и всякая деятельность, включает четыре компонента:

  1. Этап мотивации, то есть осознания потребности в общении.
  2. Планирование, включающее определение целей общения и путей их реализации.
  3. Этап реализации, то есть осуществление речевого взаимодействия.
  4. Этап контроля.

Основные единицы общения и их характеристики

Рассмотрим более подробно основные единицы общения.

Речевая ситуация включает следующие элементы:

  1. Участники общения, или его субъекты. Традиционно выделяют адресанта и адресата, то есть отправителя сообщения (говорящий / пишущий) и его получателя (слушающий / читающий).
  2. Код, то есть совокупность знаков, с помощью которых осуществляется передача информации между коммуникантами. В понятие кода включается вся совокупность языковых средств, с помощью которых происходит организация сообщения (фонетических, словообразовательных, лексико-грамматических), а также невербальные составляющие общения (жесты и мимика).
  3. Канал информации, то есть способ, которым осуществляется передача закодированного сообщения (зрительный или слуховой, сложный — аудиально-визуальный).
  4. Условия осуществления общения: место, время, обстановка, характер социальных ролей коммуникантов (формальное / неформальное общение, официальное / дружеское, непосредственное / опосредованное).
  5. Обратная связь между коммуникантами, демонстрирующая характер протекания общения и свидетельствующая о его успешности.

Схема речевого общения с учётом особенностей речевой ситуации такова: отправитель информации (адресант) исходя из коммуникативной цели и речевых намерений отбирает языковые средства для передачи определённой информации, то есть кодирует её с помощью языковых знаков, затем закодированная в виде текстового сообщения (устного или письменного) информация поступает к получателю (адресату), который должен произвести процесс декодирования (восприятие и понимание переданного сообщения) и продемонстрировать ответную реакцию собеседнику.

Основное единицей передаваемой в процессе общения информации является текст, понимаемый достаточно широко как всякой связное речевое высказывание в устной или письменной форме, характеризующееся цельностью, завершенностью и созданное по законам данного языка. Для достижения эффективного взаимодействия текстовое (речевое) сообщение, должно обладать рядом черт:

  • Тематическая и смысловая цельность, связность и завершённость.
  • Грамматическая оформленность.
  • Нормативность.
  • Логичность и непротиворечивость.
  • Ясность и доступность.
  • Уместность, соответствие этическим и эстетическим требованиям коммуникации.

Среди компонентов речевого общения также выделяют такое понятие, как дискурс. Дискурс — это речевой акт, взятый в совокупности с внеязыковыми факторами его осуществления (невербальное поведение участников). Дискурс — это речевое событие в аспекте его реализации (например, интервью, научная конференция, лекция в университете). Речевая ситуация дополняет речевое событие в плане характеристики условий протекания общения, статуса участников и его обстановки.

Структуры и единицы языкового общения описывают процесс коммуникативного взаимодействия индивидов, давая представление о характере протекания речевого взаимодействия.

Дата последнего обновления статьи: 20.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot