Стратегиальный подход в обучении чтению
Обучение чтению является важной задачей языкового образования и школьного курса, поскольку чтение как навык работы с восприятием, анализом и осмыслением информации выступает инструментом для дальнейшего обучения и самообучения.
На сегодняшний момент применяется новый стратегиальный подход к пониманию чтения как репродуктивного речевого навыка.
Стратегии чтения – это глобальные тактики, которые выбирает читающий для извлечения из текста информации, обусловленной целями и задачами чтения.
Стратегии чтения определяются как его видом (просмотровое, ознакомительное, смысловое, поисковое и проч.), так и индивидуальными особенностями ученика, которые реализует через выбор стратегии свой читательский опыт.
Как отмечают исследователи, чтение текста определяется тремя видами стратегий, которые отражают разные этапы работы с ними читающего индивида:
- Предтекстовые стратегии, которые используются на этапе, предшествующем знакомству с содержанием текста.
- Текстовые стратегии, определяющие содержание и особенности текстовой деятельности.
- Посттекстовые стратегии, отражающие этап интерпретации текста после его прочтения.
Для каждой текстовой стратегии характерны свои приемы и направления текстовой деятельности, которые определяют успешность чтения, которая определяется глубиной понимания текста.
Предтекстовые стратегии чтения
Предтекстовые стратегии, раньше практически не использовавшиеся в работе с текстом, сегодня приобретают большое значение, поскольку они носят ориентировочный характер, учат планировании текстовой деятельности и придают ее осмысленный характер. Среди приемов предтекстовой деятельности наиболее часто используются следующие:
- «Мозговой штурм», направленный на выдвижение гипотез о содержании текста. Чтобы стимулировать познавательную деятельность учеников и обсуждение, учитель записывает название текста или показывает иллюстрацию к нему и просит высказать предложения относительно его содержания.
- «Предваряющие вопросы»: учитель может подобрать вопросы, связанные с содержанием текста. Например, к тесту, посвященному истории появления кинематографа, можно задать следующие вопросы: Как вы думаете, когда появился первый фильм? Всегда ли в фильмах был звук? Что изменилось в кинематографии с появлением телевизора, а потом и компьютера?
- «Ориентиры предвосхищения»: учитель предлагает детям суждения, касающиеся текста, который им предстоит прочитать, и просит назвать верные и неверные (с их точки зрения).
- «Ключевые слова»: учитель демонстрирует детям ключевые слова из текста и просит ответить на вопросы о его возможном содержании.
Текстовая деятельность
Текстовая деятельность – это этап знакомства с текстом и проверки гипотез, которые были высказаны на предтекстовом этапе. Эта основная стратегия при работе с текстом, потому что она связана с восприятием и усвоением текстового содержания. Здесь можно использовать следующие приемы чтения:
- «Чтение с остановками»: ученики читают определенную часть текста, а затем делают паузу для обсуждения и осмысления прочитанного.
- «Инсерт»: ученики делают в тексте при чтении разметку, обозначая различными значками степень своего знакомства с текстовой информации, а также ее понимания.
- «Чтение по плану»: учитель предлагает детям план текста, в котором выделены основные его моменты, ученики читают текст про себя с опорой на ключевые аспекты его содержания.
- Чтение вслух с комментированием: ученик читает текст вслух и сразу же дает пояснение по поводу прочитанного.
Послетекстовые стратегии чтения
Стратегии послетекстовой деятельности ориентируют на понимание смысла текста, интерпретации его содержания. Учитель использует на этом этапе следующие приемы:
- «Сундук вопросов»: учитель предлагает детям перечень различных вопросов к тексту – от содержательных до смысловых.
- Заполнение таблицы по содержание текста (в ее графами могут быть «Тема», «Основная мысль», «Микротемы» и проч.).
- Составление «ментальной карты», кластера по содержанию текста с выделением его ключевых слов, микротем, идей.
- «Поверь себя»: учитель предлагает перечень вопросов к тексту и ответов к ним и просит учеников отметить те ответы, которые являются неверными ли неполными и скорректировать их.
- Составление плана к тексту, а также денотатного графа, отражающего логические связи между его частями.
- Составление синквейна к основной теме (идее) текста.
- Составление к тексту аннотаций, коммюнике.
- Написание эссе по содержанию текста.
Применение различных текстовых стратегий при работе с различными типами текстовых позволяет повысить продуктивность чтения и развивает умения анализировать информацию, выделять главное и второстепенное, устанавливать смысловые вязи между частями текста, а также интерпретировать содержание текста с опорой на читательский опыт и замысел автора.