Использование страноведческой информации в процессе обучения иностранному языку
Обучение иностранному языку состоит не только в усвоении его словаря и грамматических конструкций, позволяющих выражать мысли в различных речевых ситуациях, но и в обогащении социального опыта через освоение традиций, обычаев, культурных знаний, относящихся к истории и быту страны, язык которой является объектом изучения.
Страноведческая информация, с которой сталкивается инофон в процессе изучения русского языка, включает несколько аспектов:
- Освоение лексики со страноведческим компонентом, в которую входят идиомы, безэквивалентные слова, фоновая лексика, например, элементы разговорного языка, сленга и проч.
- Знакомство со страноведческими сведениями, касающимися истории, культуры, традиций и иных особенностей страны.
Таким образом, лингвострановедческий компонент обучения включает два аспекта:
- Языковой аспект, который обусловлен спецификой социокультурной коммуникации в стране.
- Культурный аспект, связанный с особенностями данного этноса (нации).
Освоение лингвострановедческой информации в процессе обучения иностранному языку происходит попутно с формированием языковых и речевых компетенций. Лингвострановедческие сведения включаются в процесс обучения следующим образом:
- Посредством текстового материала, с которым знакомится ученик на уроке. Как правило, для чтения на занятии подбираются темы, максимально насыщенные социокультурными реалиями: тексты о географии, истории, культуре, обычаях, быте России и ее народа.
- Через просмотр специальных учебных фильмов, видеороликов, иного контента научно-популярной или образовательной направленности.
- Посредством текстов для домашнего чтения, которые включают произведения фольклора, русскую классику, рассказы современных писателей.
- Через освоение произведений живописи, музыки, балета, театра во время посещения культурно-досуговых мероприятий или просмотра их в записи на занятиях.
- С помощью включения в учебный процесс «реалий» - объектов, связанных с повседневной жизнью. Это могут быть предметы быта, рекламные буклеты, объявления, визитки и проч.
- Посредством организации проектной деятельности по освоению тех или иных социокультурных сведений.
- Через учебные экскурсии, посещение открытых мероприятий просветительского характера.
Страноведческая визитка и ее роль в лингводидактике
Одной из актуальных форм представления страноведческой информации на занятиях с инофонами является страноведческая визитка.
Страноведческая визитка – это карточка с текстовой информацией, касающейся географии, традиций, быта, культуры страны, с которой знакомится инофон в процессе изучения русского языка.
Особенностями страноведческой визитки являются:
- Адаптированный характер текстового материала: визитка написана простым языком с использованием тех конструкций и лексики, которые знакомы ученику.
- Высокая степень информативности: визитка включает интересные факты, которые стимулируют ученика продолжать знакомство с русской культурой и языком.
- Наличие инфографики: как правило, визитка сопровождается иллюстративным материалом, который дает наглядной представление о сути описываемого явления.
- Повествовательно-описательный характер, облегчающий восприятие и усвоение текста.
- Создание «эффекта присутствия»: визитка создается с целью погружения инофона в социокультурные реалии.
Страноведческие визитки могут создаваться на разные темы, поэтому выделяют следующие их виды:
- Географические визитки, в которых рассказывается о природных достопримечательностях, регионах, отдельных городах.
- Исторические визитки, сообщающие об исторических событиях и деятелях.
- Культурологические визитки, знакомящие с информацией о верованиях, традициях, обычаях народа.
- Искусствоведческие визитки, рассказывающие о национальных видах искусства, выдающихся деятелях культуры и искусства.
- Комплексные визитки, объединяющие разные сведения. Например, визитка, посвященная Санкт-Петербургу, будет содержать сведения, касающиеся истории города, его местоположения, архитектурных особенностей, культурного наследия и проч.
Использовать страноведческие визитки на занятиях РКИ можно для реализации разных дидактических целей:
- Чтение, анализ текста и иные виды работы с ним.
- Освоение новой лексики, идиом и выражений.
- Развитие грамматического строя через введение новых синтаксических конструкций.
- Развитие монологической речи (пересказ, развернутые ответы на вопросы, сообщения на основе прочитанного).
- Совершенствование диалогической речи (составление диалогов, сценок, проведение учебных дискуссий, круглых столов, диспутов).
- Развитие навыков письменной речи (написание эссе, сочинений, рецензий, составление собственных визиток по образцу).
- Организация проектной деятельности путем подготовки лингвострановедческих конференций, создания контента для социальных сетей и проч.
Лингвострановедческая визитка является важным дидактическим средством, способствующим освоению социокультурных знаний, необходимых для успешного изучения языка.