Соотношение сознательных и бессознательных процессов в речевой деятельности
Речь – это один из самых сложных ментальных процессов, который осуществляется на основе психофизиологических механизмов. В основе речевой деятельности лежат сознательные и бессознательные процессы, которые сочетаются в сложную систему, направленную на осуществление коммуникации. В последние десятилетия в лингвистике активно изучается соотношение сознательных и бессознательных процессов в речевой деятельности. Междисциплинарный подход в психолингвистике позволяет рассмотреть эту проблему с различных сторон, открывая новые перспективы для исследований.
Как уже было отмечено, речь является процессом, который базируется на сочетании сознательных и бессознательных факторов. В психолингвистике существует несколько теорий, объясняющих соотношение этих процессов.
Одна из таких теорий – это теория связи сознания и языка, которая утверждает, что язык существует только в рамках сознания человека. Согласно этой теории, бессознательные процессы не имеют отношения к языку.
Другие теории, такие как теория бессознательной обработки речевой информации, утверждают, что бессознательные процессы играют важную роль в речевой деятельности. В соответствии с этой теорией, когда человек говорит, большинство процессов (например, артикуляция звуков, интонационное оформление высказывания) происходят бессознательно, а сознательные процессы выступают только для регуляции речи. Таким образом, бессознательные процессы позволяют человеку произносить слова и строить предложения быстрее и эффективнее, что особенно значимо в спонтанной коммуникации.
Часть теорий предлагает компромиссное решение между этими двумя противоположными подходами. Например, теория дополнительного канала речевой деятельности предполагает, что существует два канала обработки языка – сознательный и бессознательный. Они могут работать совместно, и бессознательные процессы могут влиять на процессы сознательного восприятия речи. Например, при изучении иностранных языков задействуется сознательный механизм фонематического анализа, в то время как восприятие на слух высказываний на полном языке происходит с участием бессознательных процессов, основы которых закладываются еще в детстве.
Исследования показывают, что бессознательные процессы в речи проявляются на разных уровнях – от выбора слов до построения грамматических конструкций. Например, при выборе слова для выражения некоторой идеи или концепции, человек может руководствоваться бессознательными процессами, связанными с ассоциативными связями между словами или образами в сознании. Например, таков механизм образования языковых метафор наподобие таких, как «море книг», «куча дел», «букет болезней», «вагон проблем».
Бессознательные процессы также могут влиять на синтаксис и грамматику речи. Например, при выборе форм языкового выражения мысли, человек может подчиняться бессознательным стереотипам или архетипам культуры. Эти процессы могут работать вне сознания говорящего и быть неявными для него. К примеру, на них основано употребление идиом, устойчивых сочетаний, а также других национально-обусловленных элементов языковой системы.
Междисциплинарный подход в психолингвистике при исследовании соотношения сознательных и бессознательных речевых механизмов
Междисциплинарный подход в психолингвистике позволяет рассматривать соотношение сознательных и бессознательных процессов в речевой деятельности с разных точек зрения. Например, изучение работы мозга при произнесении слов и предложений с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) позволяет выявить, какие области мозга активизируются в процессе речи. Кроме того, междисциплинарный подход позволяет использовать методы психологии и нейрофизиологии для изучения роли бессознательных процессов в речевой деятельности. Например, изучение влияния эмоций на речь показывает, что бессознательные процессы (например, испытываемые человеком негативные эмоции: страх, ненависть, печаль) могут влиять на выбор слов и содержание высказывания. Исследования в рамках контент-анализа показывают, что распределение определенных языковых единиц в тексте может свидетельствовать о бессознательных интенциях автора сообщения. В частности, апелляция к авторитету или эмоциям адресата может функционировать как механизм бессознательного речевого манипулирования.
Таким образом, соотношение сознательных и бессознательных процессов в речевой деятельности представляет собой сложную проблему, изучение которой требует междисциплинарного подхода. Использование методов лингвистики, психологии и нейрофизиологии позволяет решать эту проблему в рамках различных научных подходов, совершенствуя наши представления о механизмах речевой деятельности.