Использование социальных сетей в обучении, их преимущества и недостатки
Внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества сделало чрезвычайно важным аспектом общения коммуникацию в социальных сетях. Социальные сети перестали быть просто площадками неформального общения и превратились в культурное, образовательное и просветительское пространство, в ресурс для удовлетворения информационных запросов. В этой ситуации социальные сети должны быть осознаны школой как один из эффективных образовательных ресурсов, который может быть использован в практике преподавания.
Преимущества социальных сетей для образования очевидны, это:
- доступность, не требующая привязки пользователя к конкретной образовательной локации;
- мобильность, обеспечивающая доступ с любых устройств: компьютеров, планшетов, телефонов;
- простота в использовании, отсутствие технических сложностей для внедрения в образовательный процесс;
- массовость, позволяющая вовлекать в образовательную деятельность большое число пользователей;
- открытость и прозрачность используемых образовательных технологий;
- новизна и актуальность, соответствие запросам современных подростков и молодежи.
- интерактивность, возможность получения обратной связи;
- включенность образовательного ресурса в информационное пространство сети.
В то же время перед учителем, желающим использовать социальные сети как образовательный инструмент, неизбежно встают сложности, связанные с отсутствием времени для создания качественного контента, низкой мотивацией учеников к самостоятельному освоению учебного материала, ориентацией учеников на развлекательные виды контента в ущерб культурно-образовательным. Это обусловливает необходимость тщательного отбора содержания учебного материала, а также форм работы с социальными сетями для поддержания интереса у учеников к этой технологии обучения.
Социальные сети как образовательный языковой ресурс
В практике преподавания русского языка социальные сети могут быть использованы для разных целей, поскольку представляют собой многофункциональный ресурс:
- Использование социальных сетей как площадки для размещения образовательного контента: лекций, методических материалов, интересных фактов и проч. Эта функция реализуется через создание тематических страниц, сообществ, посвященных русскому языку и проблемам его изучения.
- Организация методического взаимодействия на базе социальных сетей, когда они выступают как пространство для взаимодействия педагогов-предметников, обмена опытом, размещения учебно-методических материалов.
- Создание на базе социальных сетей специализированных учебных курсов или проведение консультаций.
- Размещение в пабликах тренировочных дидактических материалов: упражнений, тестов, лингвистических «тренажеров», творческих заданий.
- Проведение лингвистических конкурсов, олимпиад, акций через социальные сети.
- Использование материала социальных сетей нелингвистической направленности для отработки языковых навыков: для обучения навыкам анализа текста, редактирования высказываний и исправления ошибок, наблюдения за современной лексикой, фразеологией и синтаксисом.
Рассмотрим последний тип упражнений более подробно. Зачастую учитель не имеет времени для создания специальных языковых ресурсов, однако он может эффективно использовать уже готовые паблики для проведения занятий или для организации самостоятельной работы учеников.
Для работы выбирается материал популярного характера, содержащий интересные факты, рассказ о каком-либо событии или новости. Материал размещается на странице педагога или тематического сообщества, и к нему предлагаются задания разного характера, нацеленные на проверку знаний и отработку языковых умений и навыков. Варианты заданий могут быть следующими:
- Определить тему и основную мысль текста, составить его план.
- Найти в тексте орфографические и пунктуационные ошибки, исправить их.
- Найти речевые ошибки и отредактировать текст.
- Найти в тексте неологизмы, выписать их и определить их значение.
- Найти в тексте жаргонизмы, экспрессивно-окрашенную лексику и заменить их нейтральными синонимами.
- Найти в тексте слова, употребленные в переносном значении, составить с ними предложения, употребив их в прямом значении.
- Найти в тексте слова на изученную орфограмму, объяснить их правописание.
- Найти в тексте синонимы (антонимы, паронимы) к указанным словам.
- Произвести морфологический (синтаксический) разбор указанных слов (предложений).
- Написать синквейн, диаманту по теме текста и проч.
В ходе выполнения упражнений ученики автоматизируют языковые умения на реальном речевом материале, который отражает современное состояние русского языка. При этом они видят возможности практического применения получаемых знаний и варианты их использования в повседневной коммуникации.
Таким образом, привлечение социальных сетей как образовательного ресурса позволяет разнообразить содержание занятий по русскому языку и продемонстрировать практическую ценность языковых знаний.