Сочинение-повествование в 5-6 классах: общая характеристика
Сочинение-повествование — это разновидность творческих работ, направленная на речевое развитие учеников. В основе данного типа задания лежит умение создавать собственные речевые высказывания на заданную и свободную тему и оформлять их на письме в соответствии с изученными языковыми нормами.
Сочинение-повествование генетически является первичным жанром, которым овладевают школьники. В силу чёткой структуры и композиционных особенностей этот вид сочинений более доступен на начальном этапе основного общего образования, чем сочинения-описания или рассуждения.
Особенности повествования как типа речи заключаются в следующем:
- В основе повествования лежит сюжетный ряд — последовательность событий в хронологии.
- Структура повествования предполагает наличие завязки, развития действия, кульминации и развязки, подводящей итог рассказу о событиях.
- В основе события лежит действие, следовательно, тексты-повествования насыщены глагольной лексикой, динамичны.
Ученикам 5-6 классов, как правило, легче ориентироваться в сюжетных текстах, в основе которых лежит рассказ о событии. Чтобы помочь учащимся овладеть структурно-композиционными особенностями сочинения-повествования, необходимо проводить подготовительную работу, нацеленную на анализ речевых образцов. Это могут быть короткие рассказы классиков, повествовательные тексты учебников. Учитель обращает внимание учеников на композицию таких текстов, учит составлять их план, помогает проанализировать их словарно-грамматический состав. Усваивая базовые приёмы работы с подобными текстами, ученики получают первоначальные представления о специфике повествования как типа речевой организации текста.
Сочинение-повествование в 5-6 классах: подготовка и реализация
Работа над сочинением-повествованием проходит в несколько этапов:
- Подготовительный, включающий выбор темы, сбор материалов, составление плана, распределение языкового материала по композиционным частям.
- Лексико-стилистический и словарно-орфографический, связанные с отбором лексических средств, определением их уместности, особенностей сочетаемости, а также с работой над трудными случаями правописания. Сюда же относится и лексико-грамматическая работа, ориентирующая учеников на правильное оформление синтаксических конструкций, использование разнообразных синтаксических средств, в том числе синонимичных, соблюдение требований к богатству грамматического строя высказывания.
- Редакционный: написание черновика и корректировка текста.
Методические приёмы работы над сочинением-описанием:
- С учащимися 5-6 классов работа над сочинением-повествованием начинается с составления рассказов по сюжетным рисункам. У пятиклассников хорошо развито наглядно-образное мышление, поэтому ориентация на рисунок (картинку) позволяет детям представить себе персонажей сочинения, определить особенности их характера, установить последовательность действий или поступков и дать им оценку. Задача учителя — организовать обсуждение предложенных в учебнике рисунков, с помощью системы вопросов нацелить учеников на составление плана, верный отбор языковых средств, использование синонимических возможностей языка. Целесообразно познакомить учеников с образцами сочинений, акцентируя внимание на особенностях композиции, приёмах вступления и заключения, средствах смысловой и грамматической связи частей.
- Другой способ работы — написание сочинений по данному началу. Этот вид работы является более сложным. Зрительная наглядность здесь не используется, зато ученикам даётся определённая завязка, над развитием которой они должны поработать. Организуется фронтальная беседа, в ходе которой ученики под руководством учителя выясняют, как могло развиваться действие, что произошло с персонажами, какова была их реакция на эти события.
- Следующий способ — написание сочинения на заданную тему. Это относительно творческий вид работы, поскольку ученик свободен в выборе героев, стиля, в композиционном и речевом оформлении своего сочинения. Такие работы могут опираться на жизненный и литературный опыт ребёнка, а могут быть основаны на его фантазии, воображении (например, при написании сочинений «Мой полёт на Марс», «Как я учился в школе инопланетян»).
- Вершиной в работе над сочинением-повествованием является написание собственных речевых произведений на свободную тему в любом жанре. Это могут быть повествовательные тексты в форме рассказов, дневниковых или путевых заметок, эссе, статей в газету, сказок и проч. Используются эти задания тогда, когда ученики достаточно хорошо овладели базовыми приёмами написания сочинений.
Необходимо обязательно уделять внимание редактированию сочинений, которое может быть организовано в форме индивидуальной работы под руководством педагога или заслушивания фрагментов сочинений с их последующим обсуждением. Ученики должны научиться перечитывать свой текст, отмечать в нём содержательные и языковые недочёты, уметь их исправлять. В сильном классе можно прибегнуть к форме взаимопроверки, с более слабыми учащимися разумнее избрать работу по анализу образцов или восстановлению деформированного текста.
После написания и оценивания сочинения работа над ним не заканчивается. В течение следующих уроков необходимо вернуться к нему, включив в содержание занятий задания и упражнения, связанные с корректировкой правописных, грамматических и речевых недочётов.
Правильно организованная работа над сочинением-повествованием помогает ученикам 5-6 классов усвоить алгоритм его написания и способствует их речевому развитию.