Общие принципы учения о частях речи
В русской морфологии центральное место занимает так называемое учение о частях речи.
Под этим понятием подразумевается группировка слов по различным лексико-грамматическим классам на основе общности выражаемой ими семантики, морфологических признаков, передаваемого грамматического значения, а также роли в синтаксических конструкциях.
Вопрос о критериях, на основании которых происходит выделение лексико-грамматических групп, до сих пор остается спорным. Попытки построить классификацию групп лексем только по системным основаниям терпят крах, поскольку на основании только общности грамматических значений и функций выделяется ограниченное количество классов слов, кроме того, многие из них объединяются в классы исключительно по формальным критериям, без учета семантики. Например, если рассматривать неизменяемость слова как показатель его отнесенности к определенному классу, тогда в одну группу следует объединить такие разнородные лексические явления, как наречия, деепричастия, инфинитив, предикативы, некоторые несклоняемые субстантивы, междометия, служебные лексемы и проч.
Служебные и знаменательные слова
Наиболее употребительной стала классификация, построенная не по одному, а сразу по ряду критериев, учитывающих различные свойства лексем, в том числе семантику, морфологические показатели, наличие / отсутствие самостоятельного лексического значения, характер выражаемого значения, функционирование в речи.
Обособленно от других частей речи находятся междометия как особый класс лексем, связанный с выражением субъективных состояний и эмоций. Самостоятельного лексического значения, а также своей роли в предложении они не имеют и относятся к служебным словам.
Немеждометные лексемы можно распределить по классам на основании выполняемой ими функции, а также наличия / отсутствия лексической полноты значения.
Так, можно выделить знаменательные лексемы, иначе называемые самостоятельными (полнозначными). Их особенностью является то, что они отличаются рядом общих признаков:
- Имеют самостоятельное лексическое значение, выражаемое корневым морфом, то есть способны выполнять номинативную функцию.
- Функционируют в языке относительно независимо от контекста своего употребления.
- Имеют определенную синтаксическую функцию.
- Обладают набором классифицирующих и словоизменительных признаков, отличающих их от слов других классов.
В отличие от знаменательных лексем служебные единицы выражают формально-логические отношения между полнозначными словами. С точки зрения лексики самостоятельного значения у них нет. Они обладают грамматическим значением и собственной функциональной семантикой, однако полнотой лексического значения не отличаются, поэтому не могут выполнять номинативную функцию. Так, предлоги «из-за», «ввиду» имеют семантику причины, однако выражают ее только в связке со знаменательным словом: из-за болезни, ввиду заморозков. Союз «а» выражает значение противопоставления, однако реализует это значение только в конкретной синтаксической конструкции и так далее.
Служебные лексемы отличаются следующими общими свойствами:
- Не изменяются, не имея каких-либо грамматических категорий, кроме формальных признаков строения или происхождения.
- Отличаются полифункциональной семантикой. Например, уже упомянутый предлог «из-за» может выражать как причинные отношения (из-за ошибки), так и пространственные (из-за угла).
- Не играют самостоятельной синтаксической роли в предложении, выражая различные отношения между полнозначными словами, выступающими в функции членов синтаксической структуры.
В соответствии с принятой в отечественной грамматике классификацией выделяют следующие классы слов:
- Полнозначные лексемы: отыменные (субстантив, атрибутив, числительное, местоимение); глагольные (включая инфинитив и атрибутивные формы – причастия и деепричастия); наречие; предикаты (категория состояния).
- Неполнозначные (служебные) лексемы: предлоги, союзы и союзные слова, частицы.
- Междометия.
Граница между полнозначными словами и служебными не так уж непроницаема. На практике часто наблюдается явление перехода знаменательных лексем в группу служебных. Например, это можно наблюдать при анализе происхождения производных предлогов. Все они были некогда полнозначными словами, которые утратили свою семантико-грамматическую самостоятельность и перешли в класс служебных лексем. На это указывает сохранившаяся связь с теми словами, от которых они были образованы. Речь, в частности, идет о явления омонимии определенных форм: Я буду иметь это в виду. – Ввиду переучета магазин закрыт. Наездник спешился, пустил лошадь пастись и прилег около (в значении «неподалеку»). – Около моего дома установили лавочки (около = «у»). Аналогичные явления наблюдаем и при анализе союзов: Я тоже пойду с тобой на праздник. – Я сделал то же, что и она.