Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Словообразовательные модели в электронном дискурсе на материале русского и английского языков

Электронный дискурс как новый тип коммуникации

Активное развитие интернет-технологий и их широкое использование в повседневной жизни обусловили проблемы взаимодействия людей в виртуальном пространстве. Это породило представление об «электронном дискурсе» как особом типе коммуникации, который обладает своими собственными чертами, а также языковыми особенностями, проявляющимися на лексическом, грамматическом, стилистическом уровнях.

Определение 1

Электронный дискурс представляет собой особую коммуникативную среду, существующую в пространстве Интернета и включающую различные формы взаимодействия пользователей Сети.

Электронный дискурс как тип коммуникации обладает следующими характеристиками:

  1. Преимущественно письменная форма общения, с помощью которой передается устная разговорная речь.
  2. Опосредованный характер взаимодействия, тенденция к анонимности в общении.
  3. Свобода реализации коммуникативных стратегий и тактик.
  4. «Вольное» обращение с языковой нормой.
  5. Разнородность используемых языковых средств.
  6. Динамизм, активность происходящих в нем изменений в языке и коммуникации в целом.

Словообразовательные модели в электронном дискурсе на материале русского и английского языков

Специфика словообразования в электронном дискурсе заключается в появлении новых слов с использованием уже имеющихся в языке способов деривации. При этом используются те словообразовательные модели, которые более продуктивны в разговорной речи:

  1. С помощью суффиксации образуются глагольные лексемы со значением однократного быстрого действия: хайпануть, кликнуть, свайпнуть, лайкнуть, хакнуть, твитнуть.
  2. Префиксальным способом образуются глаголы со значением завершенного действия: забанить, запостить, загуглить.
  3. С помощью продуктивного суффикса «-ер-» образуются названия существительных: спамер, хакер, браузер, читер, стример, блогер.
  4. Путем усечения появляются такие сова, как «прога», «ава», «клава», «жиза» (программа, аватар, клавиатура, жизнь).
«Словообразовательные модели в электронном дискурсе на материале русского и английского языков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Иногда образование новых слов в интернет-коммуникации идет по пути переосмысления значения уже имеющихся понятий или с привлечением лексических возможностей компьютерного жаргона:

  1. «Отправь на мыло» (на электронную почту, где «мыло» - и-мэйл, электронный ящик).
  2. «Залить на флеху» (скопировать информацию на запоминающее устройство).
  3. «Забанить хейтеров» (поместить в «черный список» контакты, пользователей, которые оставляют негативные отзывы под постами).
  4. «Где пруфы?» (пруф – доказательство, буквально: «Где аргументы?»).

К словообразовательным особенностям электронной коммуникации можно отнести и появление «гибридных» написаний слов, которые включают элементы латиницы, цифры, небуквенные символы и проч.:

  1. «Про100 ты не в курсе:)» (в данном случае слово «про100», составленное из букв и цифры 100, обозначает «просто».
  2. «Сайт 4бизнес» («4бизнес» - английское four, то есть «четыре», созвучное предлогу for – «для»).
  3. «Но эти бл@и меня не послушали» (для эвфемизации, смягчения нецензурного слова используется «самоцензура» - значок @, скрывающий часть матерного слова).

В области словообразования продуктивным является использованием сокращений, аббревиатур:

  1. «Ты кинь его в ЧС» (ЧС – черный список).
  2. «ИМХО. Я так не думаю» (ИМХО – заимствованная аббревиатура, обозначающая «по моему скромному мнению»).
  3. «РОФЛ. В смысле ржунемагу» (РОФЛ – также заимствованная аббревиатура с обобщенным значением оценки ситуации как комичной, смешной).
  4. «Всем СПС, кто читал до конца» (СПС – спасибо).

В качестве элементов, участвующих в конструировании сообщения, в электронной коммуникации активно используются небуквенные обозначения: сочетание знаков «:» и скобок передает разные оттенки настроения: «: (((« - все плохо, негативная оценка; «: )))))» - отлично, хорошо, положительная оценка.

Указанный пример можно отнести к «псевдословообразовательным» элементам электронного дискурса, поскольку небуквенные сочетания, хотя и передают различные оттенки речевой экспрессии, не формирует слов с самостоятельной семантикой. К «ложным» словообразовательным элементам электронного дискурса также можно отнести:

  1. Отражене на письме особенностей произношения каких-либо слов: «мона» (вместо можно), «ты-ч?» (вместо: ты что?), «чедак» (вместо: что так?), «спок», «норм» (вместо: спокойно, нормально).
  2. Использование намеренного искажения правописания в экспрессивно-стилистических целях: «ржунемагу», «аффтар жжот», «кросавчег» и проч.
  3. Ненормативное использование удвоения букв экспрессивных целях: «крассота», «зачеет» и проч.

Таким образом, наблюдение за словообразовательными особенностями электронного дискурса позволяют говорить об активных процессах, которые в нем происходят. Причины такой активности кроются как в относительно недавнем появлении самой электронной коммуникации и, следовательно, продолжающемся формировании ее норм и принципов, так и в ее специфике, определяемой письменной фиксацией устной разговорной речи, необходимости выражать невербальную экспрессию вербальными средствами.

Дата последнего обновления статьи: 27.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot