Словари: общая характеристика и типология
Словарь – это особый тип справочно-информационного издания, которое содержит широкий круг сведений из разных отраслей знаний (энциклопедический словарь) или включает материалы, относящиеся к вопросам речевой культуры и нормы (лингвистический словарь).
Словари играют важную роль как в систематизации знаний и сохранении культурного наследия народа, так и в интеллектуальном развитии отдельной личности. Человек, желающий овладеть нормами современного литературного ударения, произношения, правописания и словоупотребления, должен уметь пользоваться словарями как пособиями по повышению уровня речевой культуры.
Составлением толковых словарей занимается такая отрасль филологии, как лексикография. Определенные принципы отбора, систематизации и описания единиц, входящих в словарный минимум, заложены этой наукой, при этом умение пользоваться словарем связано с особой лексикографической культурой, которая является частью базовой информационной культуры человека.
Культура пользования словарями базируется на лексикографических компетенциях, то есть навыках применения словарей в качестве источника необходимой информации. Существуют следующие показатели наличия данной компетенции:
- Осознанная потребность пользоваться словарем для решения различных задач в коммуникативно-речевой сфере.
- Навыки поиска и выбора необходимого типа издания.
- Умение осуществлять поиск сведений в самом словаре, используя его справочный аппарат.
Познавательные ситуации, в которых необходимо обращаться к словарям, различны:
- Изучение иностранных языков и переводческая деятельность.
- Освоение профессиональной отрасли и ее терминологии.
- Расширение сведений о мире и его устройстве.
- Совершенствование речевой культуры.
- Расширение и усложнение словарного запаса.
Одним из базовых типов лингвистических словарей является толковый словарь, в котором содержится определение лексического значения слов. Такой словарь имеет не только лингвистическую, но и познавательную ценность, расширяя наши представления о мире.
В зависимости от предназначения и количественного наполнения, а также основным подходам к описанию единиц толковые словари можно подразделить на две группы: академические словари и издания, ориентированные на широкий круг читателей. К последним относят и научно-учебные словари, которыми пользуются школьники и студенты.
Толковый словарь включает не только сведения о значении той или иной лексической единицы. Как правило, он также предоставляет сведения о ее произношении, особенностях постановки ударения, специфике образования тех или иных грамматических форм (например, формы мн. ч. и Р. п. мн. ч.), склонении и употреблении в речи. Благодаря компактности и лаконичности изложения информация, изложенная в словарной статье, облегчает работу с ним пользователя.
В отличие от толковых словарей, которые носят комплексный характер, аспектные словари посвящены отдельным сторонам языка: этимологии, нормам произношения и ударения, правописанию, сфере употребления и особенностях сочетания языковых единиц.
Словари и речевая культура
Задачи, связанные с повышением уровня речевой культуры, многоаспектны, поэтому их решение требует обращения к разным типам словарей:
- Усвоение норм устной речи, в частности правильного ударения и произношения, требует изучения акцентологического и орфоэпического словарей.
- Овладения навыками правописания и развитие самоконтроля при письме предполагает умение пользования орфографическим словарем.
- Более частные вопросы правописания, например, употребление строчной или прописной буквы, а также выбор слитного, раздельного или дефисного написания слов, решаются при обращении к специальным орфографическим словарям.
- Понимание текста, правильное словоупотребление и сочетание слов базируется на знании их словарного значения, что требует изучения толковых словарей.
- Обогащение словарного запаса, расширение связей между используемыми лексемами основано на знании парадигматических отношений между единицами лексического уровня, которые отражены в словарях паронимов, антонимов, синонимов и омонимов.
- Овладение грамматическими нормами, трудными случаями согласования, определения форм того или иного слова требует обращения к словарям грамматических трудностей русского языка.
- Чтение художественной литературы, произведений классиков ставит перед нами проблему понимания различных устаревших слов и выражений, вышедших из употребления. Понять их помогают словари устаревших слов, а также словари лексических трудностей классической литературы.
- Употребление в речи устойчивых выражений, идиом делает ее образной и выразительной. Однако не всегда носитель языка точно знает значение фразеологического оборота или сферу его употребления в речи, поэтому необходимо обращаться к фразеологическим словарям, словарям крылатых слов и выражений, где содержится информация о значении и сфере применения того или иного оборота в речевой практике.
Таким образом, формирование речевой культуры невозможно без обращения к ресурсам лингвистических словарей. Для успешного усвоения языковой нормы, а также обогащения речи необходимо изучать словари, использовать их как нормативное пособие по речевой культуре и ориентироваться на содержащиеся в них сведения в случае затруднений в речи.