Оценочные языковые средства: общая характеристика
Кроме функциональных стилей, которые отражают распределение языковых средств по сферам их употребления, существуют также и экспрессивные стили, которые отражают функционирование языковых средств, обладающих эмоциональным или оценочно-характеризующим значением.
Экспрессивные языковые средства не только передают субъективные состояния (эмоции, чувства, переживания), но и служат мощным средством речевого воздействия на адресата.
Среди экспрессивных стилей можно выделить несколько разновидностей, в каждом из которых преобладает собственная эмоциональная окраска (тональность):
- Торжественный (высокий) стиль, к которому относятся книжно-поэтические языковые средства: вотще я ждал, алкать свободы, дерзать, вкусить блаженство, питать надежды.
- Официальный (строгий): оказать помощь, провести мероприятие, согласно приказу, ввиду выявленных дефектов.
- Ласковый: лапочка моя, солнышко, бабуленька, доченька.
- Иронический (шутливо-иронический): Пойду наслаждаться прополкой (употребление слова «наслаждаться» в переносном значении по отношении к тяжелому труду).
- Насмешливый: Ну ты и голова! (по отношению к глупому человеку).
Вся совокупность экспрессивных языковых средств, имеющих дополнительные оттенки смысла, противопоставлена стилистически нейтральной лексике, которая характеризуется безоценочностью и отсутствием эмоциональности.
Среди экспрессивных языковых средств особое место занимает оценочная лексика.
Оценочная лексика – это совокупность слов и выражений (устойчивых сочетаний), которые выражают субъективное отношение к предмету речи.
Один и тот же предмет речи может быть оценен говорящим по-разному: Белоснежный лебедь (положительная оценка). Белобрысый паренек (шутливая). Ты сдал абсолютно белый лист! (негативная оценка учителем работы ученика на уроке). В каждом из приведенных примеров номинации цвета служат не только для информирования о предмете речи, но и содержат его оценку, характеристику.
Оценочная лексика неоднородна по своему составу. В ней вычленяются следующие подгруппы:
- Группа, в которую входят языковые единицы с ярко выраженной оценочностью, заложенной в их семантику: самопожертвование, бесхребетный, пакость, опорочить, невинный, разгильдяйство, подхалимство, брюзжать, изработаться, навострить. Поскольку оценочный компонент уже, как правило, заложен в семантику данных единиц, они употребляются в прямом значении.
- Группа лексических средств с переносным значением, у которых оценочная семантика формируется благодаря метафорическому употреблению: Экий медведь ты, братец! Она его поедом ест, грызет за это. Не зевай: смотри в оба! Они проморгали это место. Жена его пилит каждый день. Не каркай, ничего не будет и проч.
- Слова, у которых оценочность связана с их словообразовательным значением (оценка придается суффиксами или приставками с экспрессивной семантикой): беленький коврик, хорошенький мальчишечка, жалкая книжонка, презабавный случай, длиннющая бородища, кривой носина и др.
Слова с оценочным значением в речи телеведущих
По характеру передаваемого значения слова оценочной группы делятся на положительно окрашенные (малыш, солнышко, зайка) и негативно-оценочные, к которым относится и бранная лексика (хапуга, лоботряс, дурак).
Речь телеведущих характеризуется принадлежностью к публицистическому стилю. С одной стороны, главная его функция – информационно-воздействующая, что связано с активным использованием средств речевой экспрессии. С другой стороны, присущая языку СМИ достоверность, объективность и фактологичность требуют максимальной точности высказываний, минимизации субъективного компонента сообщений.
Оценочная лексика придает речи телеведущего выразительность, является средством формирования отношения адресатов к сообщаемой информации: Ужасная трагедия произошла вчера в одном из районов города. В школе открылся цифровой виртуальный класс – первый шаг в образование будущего.
Дозированное и уместное использование оценочной лексики помогает телеведущему сделать речь более эмоциональной, яркой, образной, избежать сухого изложения фактов и вызвать соответствующий отклик у слушателя. Однако обилие в речи средств речевой экспрессии и неумелое их использование снижают качество и эффективность речевого сообщения.
Нормы публичной коммуникации исключают появление в речи телеведущего таких оценочных средств, которые выходят за рамки литературной коммуникации и нарушают принятые в обществе этические нормы. Это относится, например, к использованию разговорно-просторечных оценочных средств (миляга, доходяга, мордунчик, жмот, скупердяй и проч.), грубо-оценочной лексики (харя, башка, пузо), бранных слов, а также любых номинаций, направленных на унижение личности.
При этом на отбор оценочных средств значительное влияние оказывает и формат выступления ведущего. Как правило, наиболее жесткие требования предъявляются к ведущим официальных новостных каналов, в то время как модераторы ток-шоу, ведущие развлекательных программ могут позволить себе более свободное обращение с экспрессивной лексикой.