Синтаксический и смысловой анализ предложения в преподавании РКИ
В процессе преподавания РКИ преподавателю приходится иметь дело с разными сторонами изучаемых языковых явлений – формальной и содержательной, а также грамматической и семантической. Особенно важно проводить эти разграничения при работе над синтаксическими явлениями, поскольку изучение синтаксических конструкций позволяет обеспечить необходимую коммуникативно-речевую базу, позволяющую выражать мысли на русском языке.
Будучи коммуникативной единицей, предложение выступает основным смысловым «квантом» в процессе общения, поскольку оно выражает законченную мысль, характеризуется смысловой и грамматической оформленностью. Структурно и типологически предложения в русском языке не являются бесконечными: существует определенный набор типовых синтаксических конструкций, которые наиболее частотны в общении. Именно на их изучение нацелен курс русского языка как иностранного. При этом при относительно небольшом выборе синтаксических конструкций говорящий свободен в их семантическом наполнении, поэтому наряду с изучением формально-структурной стороны предложения необходимо уделять внимание его содержанию, смысловому наполнению, так как оно позволяет предложению реализовывать коммуникативную функцию.
В преподавании РКИ используется синтаксический и смысловой анализ предложения при освоении тем, связанных с особенностями грамматического строя русского языка, работе с текстом, выполнении иных упражнений (например, связанных с языковым конструированием или моделированием).
Синтаксический анализ предложения представляет собой комплексный вид аналитической работы, включающей определение его структуры и коммуникативных и формально-синтаксических характеристик.
Синтаксический анализ необходим для решения следующих практических задач:
- Определение цели высказывания, уяснения смысла сказанного исходя из анализа коммуникативного намерения адресанта.
- Определение структуры предложения и способа его организации для передачи мысли.
- Выбор верного интонирования предложения (например, произнесение его с восклицательной или вопросительной интонацией).
Смысловой анализ предложения основывается на выявлении его семантических характеристик, которые связаны с языковым наполнением предложения. Он необходим для понимания смысла сказанного, его верной интерпретации, поддержании беседы в целом, для реализации коммуникативной функции предложения в речи.
Методика обучения синтаксическому и смысловому анализу предложения
В преподавании РКИ используются различные приемы обучения синтаксическому и смысловому анализу предложений:
- Разбор предложения по членам, который позволяет определить характер предикативной основы, наличие второстепенных членов, связи между ними.
- Составление графической схемы предложения для уяснения его строения (а также принципов строения сходных в формальном отношении предложений).
- Языковой разбор предложения с выделением его коммуникативной цели, особенностей интонационного оформления, структуры, наличие второстепенных членов, осложняющих элементов.
- Тема-рематический анализ, выделение «данного» и «нового» в структуре сообщения.
- Выявление особенностей суперсегментной организации предложения, что предполагает анализ его интонационной структуру, количества фонетических фраз, входящих в состав предложения, наличия логического и интонационного центра и проч.
- Сопоставление формальной организации предложения и его семантики, которое заключается в выявлении черт сходства и различия между структурой предложения и его наполнением.
Особенно значимым синтаксический анализ является при обучении нормам грамматики. Так, например, без понимания структуры осложненного простого предложения трудно построить грамматически правильное предложение с причастным или деепричастным оборотом, ввести в структуру предложения уточняющие члены или сравнительные обороты. В то же время семантический анализ помогает передавать смысл с опорой на формальную структуру предложения и его смысловые характеристики. Например, при построении предложения требуется учитывать фактор возникновения речевых ошибок, основанных на неправильном словоупотреблении, неверном сочетании слов, наличии необоснованных повторов, плеоназма, речевой избыточности или недостаточности.
Например, работая над структурой синтаксических конструкций выражения мнения (аргументации), преподаватель знакомит инофонов с моделями «Я полагаю, что…», «Я считаю, что…», «Я так думаю, потому что…». Изучение данных моделей идет по двум направлениям:
- Синтаксический анализ позволяет выявить, что данные модели относится к сложным предложениям, в которых есть главная и придаточная часть, при этом придаточная занимает строго фиксированное положение (после главной). Эта структура не может быть нарушена. Подобные предложения являются повествовательными, отличаются невосклицательной интонацией.
- Семантический анализ позволяет выявить, что новая информация в этих предложениях сообщается во второй части (первая же содержит информацию о «данном»). Кроме этого, с помощью первой синтаксической модели выражается семантика дополнения, с помощью второй – семантика причины, пояснения того, о чем говорится в первой части высказывания. Поэтому первую модель целесообразно использовать для выражения своего мнения, а вторую – для аргументации этого мнения.
Таким образом, синтаксический и смысловой анализ предложения в курсе РКИ является основой работы по формированию коммуникативно-речевых умений.