Риторика в Древней Греции
Древняя Греция считается родиной искусства красноречия. Риторика была вызвана к жизни практическими нуждами, связанными с общественным управлением городами-полисами, а также открытыми судебными процессами.
Важность риторики определяла её место в системе образования древнегреческого гражданина. Искусство красноречия считалось необходимым элементом подготовки будущих правителей и стратегов, адвокатов и философов.
Риторика как область теоретико-практической деятельности, связанной с построением и изучением красивой и правильной речи, зарождается в пятом веке до н.э. Первыми учителями риторики считают софистов - наемных "учителей мудрости", которые обучали желающих побеждать в споре за счёт логических ухищрений, парадоксальных утверждений и сложно построенной, внешне эффектной и убедительной речи. В настоящее время софистикой называют совокупность методов речевой манипуляции собеседником при доказательстве какого-либо утверждения. Первоначально софисты (Протагор, Горгий) считали, что истина относительна и зависит от субъективного взгляда на вещи и понятия. Поэтому в рассуждении они опирались не на обоснованные и доказанные положения, а на приемы убеждения слушателя в своей правоте. Они не брезговали использовать подмену тезиса, аргументы к авторитету или личности, логические противоречия и необоснованные утверждения в качестве доказательства правильности своего мнения.
Критически к риторическому идеалу софистов подошёл Сократ, для которого красноречие было способом познания истины. Метод Сократа называют эвристическим: он помогал своим ученикам достигать истины путем искусно построенного рассуждения, содержащего ряд вопросов, подводящих оппонента к осознанию своих заблуждений и открытию истины. Риторику Сократа можно считать диалогической и гуманистической, поскольку она основана не на манипулятивных техниках, а на стремлении помочь человеку познать истину.
Платон продолжил развитие риторических традиций Сократа, однако наибольший вклад в развитие античной риторики внёс Аристотель, обосновавший ее теорию в труде "Риторика". Философ рассматривает важность таких аспектов искусства красноречия, как выбор оратором темы, подготовка и оформление речи, её логичность и доказательность, поза и обстановка произнесения речевого произведения.
Труды Аристотеля заложили основы риторики как самостоятельной дисциплины, ставшей предметом изучения в Европе в Средневековье и Новое время.
Теоретические основы античной риторики
В Древней Греции были заложены основы теории красноречия, определены базовые понятия риторики, выработан античный риторический канон. В соответствии с законами подготовки публичного выступления классическая античная риторика подразделялась на пять частей. Среди них выделяются:
- Изобретение темы. Иначе ее называли инвенцией. К области инвенции относился речевой замысел, выбор темы, определение предмета речи и знакомство с источниками информации. Именно античными ораторами были сформулированы основные требования к выбору темы и содержания высказывания, включающие актуальность, доступность, ясность, этичность, глубокие знания предмета самим оратором.
- Построение текста выступления (иначе - диспозиция). Данный этап включал композиционное оформление высказывания, расположение его частей относительно друг друга в соответствии с логикой развертывания мысли оратора. Сюда же относился подбор аргументов и их расположение относительно тезиса от более слабых к более сильным. К этапу диспозиции можно также отнести и выбор речевых средств, необходимых оратору для передачи мысли, их соответствие теме и логике высказывания.
- Элокуция включала аспект произнесения речи вслух. Этому уделялось огромное внимание, потому что по-настоящему убедительная и эффективная речь зависела от мастерства публичного выступления оратора. Он должен был обладать соответствующими речевыми данными (правильная артикуляция и хорошая дикция, сильный голос, выразительные интонации). Кроме этого, учитывалась манера поведения оратора, стиль взаимоотношения с аудиторией, внешний вид, поза, мимика и жесты.
- Мемория была связана с запоминанием речи. Считалось недопустимым, чтобы оратор читал свою речь, сверяясь с написанным текстом. Высказывание должно было производить впечатление хорошо подготовленной импровизации, поэтому тексты своих выступлений ораторы запоминали наизусть.
- Акция включала этап произнесения речи во время выступления в совокупности со всеми невербальными факторами (внешний вид оратора, его пластичность, умение подать себя, акустико-артикуляционные данные и проч.).
Данные разделы античной риторики легли в основу риторического канона, применяемого и сейчас, поскольку каждое ораторское выступление включает замысел, отбор языкового материала, создание текста выступления, его отработку и, наконец, публичное произнесение речи.