Общая характеристика творческой деятельности и её роли в обучении
Творчество — это деятельность, направленная на создание нового, ранее не существовавшего объекта, способа деятельности или приёма мышления. Элементы творческой деятельности сопровождают иные виды человеческой практики, способствуя развитию и всех областей знания.
В основе творческой деятельности лежат творческие способности, которые можно определить как формирующиеся на основе природных психофизиологических качеств склонности к поиску и открытию новых способов действий.
Понятие творческих способностей многогранно и включает следующие аспекты:
- Гибкость мышления, способность взглянуть на решаемую задачу с разных сторон.
- Нестандартный подход к решению проблемы, способность найти уникальные способы действия с объектом, которые до этого не применялись или использовались по отношению к другому классу объектов.
- Проективное воображение, позволяющее видеть целое ещё до разработки отдельных частей, деталей.
- Склонность к эксперименту, проверке гипотез на практике.
В настоящее время в педагогике вопрос формирования творческих способностей является весьма актуальным из-за перехода на новые образовательные стандарты, которые определяют роль ученика в образовательном процессе как роль исследователями, открывающего для себя новые знания путем активной учебно-познавательной деятельности, творческой по своей природе.
Востребованной технологией формирования учебных творческих способностей является РИЗ-педагогика, иначе — технология решения экспериментальных задач. Суть данного подхода заключается в следующем:
- Принцип свободы выбора и предоставление альтернативы (в поиске решения, усвоения знаний и способов деятельности).
- Принцип проблемного подхода в обучении, отказа от готовых алгоритмов и схем действий, установка на поиск и самостоятельную формулировку таких алгоритмов.
- Принцип практического и экспериментального подхода в обучении.
- Создание высокой учебно-познавательной мотивации.
- Принцип опоры на воображение и креативное мышление учеников.
Исходя из этого основным направлением в развитии творческих способностей становится формирование таких способов мышления, которые основаны на умении анализировать изучаемые явления, подмечать в них новые детали и качества, выявлять учебные противоречия и самостоятельно искать пути их преодоления.
Возраст семи-одиннадцати лет (период обучения в начальной школе) является наиболее благоприятным периодом для того, чтобы заложить фундамент креативного мышления и творческих способностей.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка
Русский язык — дисциплина, имеющая особую значимость в развитии общих учебных умений, поскольку преподавание всех предметов в школе осуществляется на русском языке. Изучение языка является мощным средством развития личности ребёнка, формирования словесно-логического мышления, понятийной базы, развития речи, и других произвольных, опосредованных речевой деятельностью процессов (восприятия, внимания, памяти).
Традиционную обучение русскому языку строится на репродуктивной основе. Большое место в обучении занимает монолог учителя и деятельность шаблонного характера, которая строится на усвоении определённых алгоритмов (правописных, грамматических, синтаксических, речевых). Для развития творческих способностей необходимо «сломать» привычный шаблон, изменить привычные способы деятельности на уроке. Для этого используются приёмы активизации внимания и учебно-познавательной деятельности:
- На начальном этапе урока, в процессе осознания учебных затруднений целесообразно использовать проблемную ситуацию или языковые факты, которые не соответствуют привычным представлениям учеников. Так, например, при изучении состава слова можно познакомить учеников со словом, в котором нет корня (вынуть), или со связанными корнями (например, закупорить), а в ходе знакомства с прилагательным задать вопрос о частеречной принадлежности слова «столовая», которые должен подтолкнуть учеников к контекстному анализу и дальнейшему рассуждению о свойствах прилагательных и их отличиях от субстантивов.
- В процессе открытия новых знаний или выработки способов деятельности важно отказаться от привычного репродуктивного пути освоения темы. Необходимо помочь ученикам самим сформулировать нужный алгоритм деятельности. Так, изучая несклоняемые имена существительные, можно предложить ученикам понаблюдать за контекстами, в которых они употребляются, и сделать вывод об особенностях изменения данных слов.
- В ходе первичного закрепления материала необходимо активизировать внимание учеников. Здесь эффективен приём работы с ошибочным вариантами применения алгоритма. Ученики, анализируя предложенный ошибочный вариант правописания или словоизменения, ещё раз применяют на нём открытый ими способ решения учебной задачи и фиксируют имеющиеся у них затруднения.
- На этапе обобщения и систематизации используются разные пути организации материала, в том числе и способствующие развитию творческих качеств: изложение норм и правил в другом стиле речи (сочинение лингвистических сказок, рассказов, создание комиксов, рисунков, иллюстраций), представление изучаемого материала в образно-графической форме, создание проектов, рукописных книг и словарей, презентаций, игр, викторин.
Сформировать творческие способности помогает система нестандартных домашних заданий, ориентирующих учеников на самостоятельный поиск информации, освоение новых способов деятельности, привлечение сведений из других областей знаний для решения учебной задачи.