Сложности изучения категории вида иностранцами
Изучение грамматики русского языка – одна из проблемных зон преподавания РКИ. Трудности в освоении специфических категорий русской грамматики связаны со следующими причинами:
- Отсутствие в системе родного языка аналогичных грамматических категорий и форм
- Абстрактный характер большинства грамматических категорий, препятствующий усвоению их содержания.
- Наличие грамматических форм, не обусловленных системными признаками языка, предполагающих усвоение большого числа исключений.
Категория глагольного вида относится к наиболее сложной в плане ее изучения инофонами, поскольку присуща не всем языкам и формировалась в особых условиях, компенсируя недостаточность временной системы и категории аспектуальности действия.
Подходы к раскрытию категории вида обусловлены двумя аспектами:
- Объяснение категории через сопоставление с глагольной системой родного языка и раскрытие основных различий.
- Изучение категории вида изнутри, в диахроническом аспекте, предполагающем осмысление образования данной категории в ходе исторического развития языка.
Раскрытие категории вида на занятиях РКИ
Раскрытие категории вида предполагает индуктивный путь, основанный на наблюдении за свойствами языковой системы и ее единиц. Преподаватель организует наблюдение над глаголами в аспекте анализа того, что они сообщают о действии, которое обозначают. Даются глаголы: петь - запеть, кричать - крикнуть, решать - решить и другие. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- В какой паре выражено значение начала действия?
- Какой глагол обозначает однократное законченное действие?
- В какой паре действие, обозначенное глаголом, характеризуется завершенностью?
Работа над вопросами помогает инофонам понять, что русский глагол сообщает различную информацию о том, как протекает действие. Кроме этого, с помощью глагола можно сообщить и о времени его совершения: пел - пою - буду петь.
Результаты наблюдений обобщаются в схеме или таблице, в которой отмечаются признаки (свойства) действия, передаваемые глаголами:
- Время совершения.
- Длительность протекания.
- Последовательность выполнения действий.
- Завершенность действия, его законченность.
Когда ученики поймут значение видовременной системы глагола, необходимо переходить к следующему этапу - теоретическому освоению вида. Работа может быть организована как объяснение учителя, которое сопровождается чтением текста учебника и комментарием. Учитель сообщает о наличии в языке категории вида как постоянной глагольной характеристики, рассказывает о видовых различиях и парах, раскрывает роль приставок и суффиксов в образовании противопоставлений в рамках этой категории.
При этом педагогу важно не просто передать теоретические сведения, но и раскрыть речевые ситуации, в которых уместно употребление глаголов разных видов, а также показать связь категории вида и времени. Например, совершенный вид не может использоваться в сообщениях, относящихся к настоящему времени, в то же время глаголы несовершенного вида в прошедшем времени не обозначают законченного действия.
Для объяснения сущности видовых противопоставлений можно использовать краткий экскурс в историю русского языка и сообщить о существовании развитой временной системы. С исчезновением аориста, имперфекта, а также перфекта и плюсквамперфекта оппозиции, членами которых были глаголы, приобретают новые основания для противопоставления. При этом противопоставление реализуется не через систему времен, а посредством видовых различий.
Задания, используемые на уроках РКИ при изучении глагольного вида
Основные трудности в изучении категории вида, связанные с его употреблением, преодолеваются за счет системы упражнений, которые знакомят инофонов с особенностями построения высказываний с глаголами. Для этого предлагаются следующие типы упражнений:
- Поставить глаголы в предложении в нужную форму: Утром дети (завтракать) кашей. Сейчас они (играть) на улице. Вечером дети (гулять) в парке. При выполнении упражнения выбирается соответствующая временная форма, которая согласовывается с подлежащим: дети завтракали; они играют; дети будут гулять.
- Исправление ошибок в употреблении видовременных форм: Школьники делали упражнения на уроке и допускают много ошибок. Команда спортклуба выигрывает кубок и поехала на соревнования. Выполнение подобных упражнений приучает наблюдать за временным планом высказывания, в котором все глаголы должны относиться к одному временному пласту: делают и допускают; выиграла кубок и поехала на соревнование.
- Выбор одной из предложенных форм, уместной в приведенном высказывании: В прошлом году год мы (занимаемся, занимались) в секции плаванья, а в этом году (перейдем, перешли) в секцию гимнастики.
- Восстановление деформированного текста, в котором пропущены глаголы: В этом месяце … несколько концертов известного скрипача. Виртуоз … известные произведения из своего постоянного репертуара. Также он … новые пьесы. Публика с удовольствием … его концерты. Слова для справок: пройти, исполнить, посетить.
Система работы по раскрытию категории вида русского глагола на занятиях РКИ позволяет освоить эту категорию и помочь иностранцам, изучающим русский язык, правильно употреблять ее в речи.