Роль фразеологизмов в речевом и интеллектуальном развитии младших школьников
Включение в уроки русского языка в начальной школе упражнений, направленных на работу с фразеологизмами, способствует речевому и интеллектуальному развитию ребёнка. Исследуя структуру фразеологизма, выясняя его значение и особенности использования в речи, ученик включается в активную коммуникативную деятельность, способствующую развитию регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий.
Например, объяснение значение фразеологизма «бить баклуши» начинается с обращения к этимологии – сведениям о происхождении слова «баклуши», его значении, сфере использования. Осознав, что слово вышло из употребления в современном языке, ученики приходят к выводу, что язык – изменчивое явление, в котором лексические единицы подвижны и динамичны. От прямого, номинативного значения словосочетания «бить баклуши» школьники подходят к пониманию его переносного, метафорического значения, основанного на представлении о данном занятии как о лёгком, пустяковом, годном лишь для бездельников.
Изучая фразеологизм «сломя голову», дети встречаются с непривычной для них грамматической формой «сломя», которая вышла из употребления. Получив сведения о происхождении и употреблении данной формы в древнерусском языке, школьники могут понять и значение фразеологизма.
Иногда для выяснения значения фразеологизма важно обращаться к более широкому контексту: например, понять такие выражения, как «тришкин кафтан», «демьянова уха» невозможно без знания басен И.А. Крылова, а фразеологизмы «блудный сын», «вавилонское столпотворение» - без привлечения библейского текста.
Так, изучение фразеологии способствует формированию системного представления о языке, когда в качестве материала для изучения привлекаются иные разделы языкознания – этимология, историческая грамматика, а также широкий культурный контекст.
Изучение фразеологии в начальной школе также выступает фактором формирования лексикона ребёнка, обогащения его речи, повышения её культуры за счет развития точности, выразительности и богатства лексического материала. Поясним это на примерах.
Ряд фразеологизмов обязан своим происхождением историческим реалиям, например, «положить в долгий ящик», «верста коломенская», «как Мамай прошёл». Обращение к истории их происхождения расширяет кругозор младших школьников, даёт сведения о прошлом страны, её культурных и национальных особенностях.
Наблюдение над устойчивыми сочетаниями в речи развивает языковое чутье, прививает вкус к меткому, образному слову, а также имеет большое воспитательное значение, поскольку фразеологизмы характеризуются дидактичностью, содержат нравственный «кодекс» русского народа. Например, существует целая группа устойчивых сочетаний, негативно оценивающих безделье (гонять лодыря, бить баклуши, сложа руки, палец о палец не ударить), и в то же время есть ряд фразеологизмов, передающих положительное отношение к работе, труду: работать не покладая рук, дело спориться, в руках горит, засучив рукава, пахать как лошадь, в поте лица, до седьмого пота.
Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе
Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе может быть организована при изучении любой темы: фразеологизмы используются в качестве дидактического материала, на котором отрабатываются те или иные грамматические или правописные умения, и в то же время выполняют и функцию речевого развития личности. Кроме этого, фразеологизмы могут изучаться и самостоятельно в разделах, посвящённых лексике и фразеологии русского языка.
Приведём примеры упражнений и заданий, в которых устойчивые сочетания используются в качестве дидактического материала:
- Определи, в каком падеже (числе, роде) стоит выделенное слово в каждом устойчивом сочетании. Значения всех ли устойчивых сочетаний тебе понятно? Объясни, что они означают, составь предложение с любым из них: ПАЛЕЦ о ПАЛЕЦ о не ударил, высосать из ПАЛЬЦА, ПАЛЬЦЕМ не пошевелил, смотреть сквозь ПАЛЬЦЫ, попасть ПАЛЬЦЕМ в небо.
- Замени фразеологизмы глаголами в неопределённой форме. Объясни, когда уместнее употреблять в речи глаголы, а когда – фразеологизмы: водить за нос (обманывать), на всех парах (торопиться), задирать нос (важничать, задаваться), смотреть сквозь пальцы (не замечать, игнорировать).
- Составь словосочетания так, чтобы одно из них было фразеологизмом, а второе свободным сочетанием слов: бить ......., водить ......., клевать ......., вешать ........
- Составь предложения с фразеологическими оборотами, разбери их по составу. Каким членом предложения будет фразеологический оборот в составленных тобой предложениях?
Специфические упражнения, направленные на изучение фразеологии, включают следующие типы заданий:
- Угадай фразеологизм: засучив ......., в поте ......., пальцем ......., сложа ......., не покладая ........
- Распредели фразеологизмы по группам на основе значения: во всю прыть, объяснить на пальцах, проще пареной репы, на всех парах, ежу понятно, сломя голову.
- Подбери к каждому фразеологизму синонимичный (близкий по значению): вешать лапшу на уши (втирать очки), повесить нос (повесить голову), бить баклуши (гонять лодыря), черепашьим шагам (в час по чайной ложке) и проч.
- Найди для фразеологизма другой фразеологизм, противоположный по значению: кровь с молоком (кожа да кости), без царя в голове (иметь голову на плечах), на всех парах (черепашьим шагом), пруд пруди, кот наплакал), хоть шаром покати (яблоку негде упасть).
- Закончи предложения, подбирая подходящий по значению фразеологизм.
- Найди в тексте фразеологизмы и объясни их значение.
- Угадай фразеологизм по шутливой картинке (иллюстрации).
- Составь рассказ (сказку), используя 10-15 фразеологизмов.
- Нарисуй иллюстрацию к фразеологизму.
- Подготовка проектов («Фразеологизмы со словом «ухо» в русском языке», «Гастрономические фразеологизмы в русском языке», «Фразеологизмы в русских сказках», «Фразеологизмы в произведениях русской литературы») и проч.
Изучение фразеологических оборотов начальной школе расширяет словарный запас ребёнка, делает речь более выразительной и богатой и способствует развитию познавательной деятельности.