Профессиональные компетенции и качества учителя-словесника
Современное образование характеризуется динамичностью, изменчивостью, инновационностью. В связи с переходом на обновленные государственные образовательные стандарты многие учителя-предметники сталкиваются с проблемами дефицита предметных компетенций, необходимых для эффективной реализации образовательной деятельности. Это обусловливает проблему дальнейшего совершенствования профессиональных компетенций учителя, развития его методической культуры.
Профессиональные качества учителя-словесника представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, а также личных качеств педагога-специалиста, которые необходимы для реализации его профессионально-трудовой функции.
Структура профессиональных компетенций включает в себя несколько уровней:
- Уровень предметной подготовки, который характеризует качество подготовки учителя по предмету, наличие глубоких и системных лингвистических знаний.
- Уровень методической подготовки касается владения дидактическими принципами, приемами, формами организации учебной деятельности при преподавании своего предмета.
- Уровень коммуникативной культуры, связанный с развитием навыков профессионального общения, сотрудничества и кооперации путем установления вербальных и поддержания вербальных контактов, навыки публичного выступления, создания и произнесение профессиональных высказываний.
- Уровень информационных компетенций касается развития культуры работы с информацией: ее поиска с помощью различных источников, анализа и оценки, а также отбора по определенным принципам, переработки и использования в целях обучения и воспитания учащихся.
- Уровень технических компетенций предполагает умение использовать современные компьютерные средства и телекоммуникационные технологии в учебной деятельности.
Помимо профессиональных компетенций, выделяются также профессиональные качества учителя-словесника, к которым относят устойчивые черты личности, определяющие профессиональный облик и особенности поведения специалиста:
- Эрудиция, высокий уровень общей культуры, в том числе культуры мышления.
- Высокий уровень развития речевой культуры, выразительность и богатство языковой личности учителя.
- Развитое воображение и способность к творчеству.
- Эмпатия, эмоциональность, способность к сопереживанию.
- Активность и заинтересованность в преподаваемом предмете, учащихся, их успехах и достижениях.
Пути развития профессиональных компетенций учителя-словесника
Развитие профессиональных компетенций учителя-словесника происходит непрерывно в ходе различных направлений, которые выступают как пути повышения его методической культуры:
- Участие педагога, преподающего русский язык и литературу, в системе мероприятий по повышению квалификации.
- Аттестация педагога-словесника, которую необходимо проходить для получения категории и подтверждения квалификации, а также соответствия занимаемой им должности.
- Обмен опытом с помощью системы методического взаимодействия в системе профессионального сообщества: открытых площадок для проведения мастер-классов, воркшопов, практических занятий, семинаров, конференций.
- Участие в работе школьных МО учителей-словесников, а также методических объединений муниципального уровня.
- Участие в различных профессиональных конкурсах и соревнованиях, призванных содействовать развитию педагога как специалиста.
- Систематическое самообразование, чтение профессиональной методической литературы для развития представлений о современных образовательных технологиях и их использовании в процессе преподавания русского языка.
- Самостоятельное изучение информационных сервисов, программного обеспечения, позволяющего использовать возможности компьютерных технологий в преподавании. Современный учитель должен владеть навыками работы в системах видеосвязи, использовать интерактивную и виртуальную доску, цифровые сервисы для генерации учебных заданий, платформы для дизайна уроков и проч.
- Участие в научно-исследовательской деятельности по предмету, подготовка научно-методических статей, пособий, учебно-методической документации.
- Получение дополнительного образования в смежной профессиональной области для повышения качества преподавания предмета и личностного роста.
Основными путями совершенствования методических компетенций учителя-словесника выступают самообразование, обмен опытом и систематическое повышение квалификации с помощью специально разработанных учебных программ и мероприятий. Поскольку сфера образования отличается динамизмом, система работы по повышению осведомленности педагога о содержании и принципах современного образовательного процесса должна осуществляться непрерывно. Здесь большую роль играет организация методической службы школы, которая своевременно осуществляет необходимую помощь учителю. Особенно важно это для молодых специалистов, которые начинают работать в школе и сталкиваются с различными трудностями организационно-методического характера.