Провокационная речь: понятие и признаки
Провокационная речь – это термин, используемый для обозначения особого типа высказывания, которое связано с так называемым провокационным речевым поведением.
Признаки провокационного поведения носят системный характер и определяются рядом факторов:
- Совокупностью всех речевых действий, подчиненных общей цели.
- Зависимостью целей коммуникативных действий от внеязыковой ситуации необходимости наступления негативных последствий для адресата (например, правовой ответственности).
- Недостаточность между сообщаемой адресату информацией о реальном положении дел и теми сведениями, которые получаются от него.
- Связью провокационного речевого поведения с лингвистическими признаками лжи.
Провокация – это термин, имеющий междисциплинарный характер, потому что он находится на стыке лингвистики и психологии.
Под провокацией в самом общем смысле следует понимать такую совокупность коммуникативных стратегий и тактик речевого поведения, которые вызывают у адресата ответные реакции (на уровне действий, поступков), вызванные страхом наступления негативных последствий.
Таким образом, провокационная речь – это высказывание, в котором изначально речевое намерение и явный, эксплицируемый смысл не совпадают. Иными словами, в провокационном высказывании всегда есть некий «подтекст», улавливаемый адресатом и заставляющий его изменять свое поведение в угоду намерениям адресанта.
Провокация в судебной лингвистике
В настоящее время в лингвистике провокация исследуется как коммуникативный феномен и как комплексное явление. Особенно востребовано изучение провокации в сфере судебной лингвистики, где она рассматривается в контексте различных категорий дел. Исследователи выделяют ряд критериев, позволяющих квалифицировать то или иное речевое поведение как провокационное:
- Принадлежность инициирующих реплик и ответная реакция на них. При анализе коммуникативной ситуации важно понять, кто из собеседников является инициатором провокационного поведения. Например, при обсуждении какого-либо вопроса, решение которого зависит от одного из собеседников, инициирующей может быть реплика, в которой содержится косвенное указание или намек на то, что вопрос может быть решен при его участии или содействии.
- Обусловленность возникшей речевой ситуации прямой заинтересованностью одного из собеседников в получении выгоды от провокационного поведения. Так, должностное лицо, намекающее посетителю на возможность решения интересующего его вопроса в обмен на какое-либо вознаграждение, лично заинтересовано в положительной ответной реакции собеседника.
- Отношение поведения коммуникантов к принятым нормам общения в данной ситуации. Например, официальное лицо, изменяя тональность общения с нейтральную на дружескую, сокращает дистанцию между собой и подчиненным или посетителем, тем самым разрушает принятые стереотипы речевого поведения и вызывает у собеседника желаемую реакцию.
- Случайность или намеренность речевых тактик провокатора, наличие в его речевом поведении некоего общего замысла, цели, связанной с получением желаемой реакции.
- Речевая активность провокатора, инициирующего необходимое поведение адресата.
- Скрытый, неявный характер выражаемого речевого намерения. Провокатор действует не прямо, а опосредованно, опасаясь неудачи либо наступления негативных последствий (например, провоцируя дачу взятки, субъект опасается уголовного преследования, поэтому его речевое поведение завуалировано).
Провокация в других речевых ситуациях и ее особенности
Ситуации речевой провокации не исчерпываются только правовой сферой. Признаки провокации можно наблюдать в политическом и публичном дискурсе, а также в маркетинге и рекламе, в межличностных отношениях. При этом провокационный текст построен по определенным канонам, предполагающим получение в ответ на определенные речевые действия ответной реакции в виде неречевых действий или информации.
К провокационным жанрам можно отнести, например, жалобу, эффект которой рассчитан на наказание провинившегося индивида, а также упрек или укор, цель которых – изменить поведение собеседника.
Провокационная речь может строиться по разным схемам:
- Использование «завуалированного» вопроса. Например, в диалоге между супругами жена желает выяснить, почему муж задержался после работы на два часа, поэтому она бросает вопросительную реплику: «Наверное, в городе пробки?» На самом деле ее не интересует ответ на этот вопрос, она желает узнать причину, по которой муж задержался на работе.
- Апелляция к выгоде. Например, в предвыборной речи кандидат, перечисляя какие-либо негативные социальные явления, завершает свою речь обращением к аудитории: «Давайте вместе подумаем, кому это выгодно», намекая на недобросовестность своих политических конкурентов.
- Апелляция к эмоциональной сфере индивида. Классический пример такой провокации – демонстрация сцен, вызывающих жалость и сострадание аудитории, с последующим сбором денежных средств якобы в пользу нуждающихся.
- Различные тактики интимизации общения, когда человек теряет контроль над своим речевым поведением. Это так называемая «шпионская» тактика: провокатор вызывает собеседника на откровенный разговор, получая необходимые сведения.
Манипулятивные тактики, лежащие в основе провокационного поведения, различны, но их объединяет общее стремление использовать собеседника в своих целях. Сложность и многомерность понятия провокации делают его одним из интересных объектов лингвистического исследования.