Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема лингвистического анализа эмоций

Проблема лингвистического анализа эмоций

Языковеду, желающему выявить механизмы концептуализации эмоций в языке, приходится иметь дело с рядом аспектов этой темы, которые отражают проблемное поле изучения эмоций в психологии, социологии, психофизиологии. К наиболее значимым из них можно отнести:

  1. Вопрос природы и механизмов формирования человеческих эмоций, на который не получен однозначный ответ. Например, ученые дискутируют относительно врожденных и прижизненно сформированных эмоций, например, является ли страх эмоцией, присущей человеку от рождения, как представителю биологического вида, тли страхи формируются под влиянием жизненного опыта, научения, усвоения социальных стереотипов.
  2. Вопросы разграничения положительных и негативных эмоций в рамках бинарных оппозиций. Принятое деление эмоций на те, которые вызывают положительные чувства, и те, которые связаны с негативными проявлениями, не исчерпывает всей сложности эмоциональных проявлений человека.
  3. Вопрос адекватности номинаций эмоций с помощью вербальных единиц коммуникации. Так, в рамках одного языка существуют эмоциональные состояния, которые номинируют схожий круг эмоций (например, страх – испуг, радость – веселье, тревога – беспокойство и проч.), при этом между этими словами существует семантическая разница, которая не всегда отражает точное представление об эмоции.
  4. Проблема национальной специфики выражения эмоциональных состояний в каждом языке. Языковая среда формирует определенные стереотипы речевых эмоциональных проявлений, которые усваиваются в процессе речевой практики как готовые образцы. Ярким примером этого являются фразеологические сочетания, номинирующие испытываемые индивидом эмоциональные состояния: плакать от счастья, чуть не умер со страху, волосы дыбом вставали, душа в пятки ушла, болеть душой, до белого каления (довести), выходить из себя, кошки на душе скребут и проч.

Лингвистический анализ эмоций в ходе эксперимента и наблюдения

Для лингвистического исследования эмоций предпринимаются разные эксперименты и используются другие методы исследования, например, анализ спонтанной речи, монологов испытуемых, которые произнесены в полевых условиях.

При экспериментальном исследовании лингвистических репрезентаций эмоций используется специально организованная среда, которая провоцирует у человека определенные эмоциональные реакции (гнев, обиду, испуг). Затем испытуемым предлагает вербализовать свои переживания, назвав испытываемую ими эмоцию, или выбрать номинацию эмоции из предложенного списка. Полученные результаты интерпретируются в нескольких аспектах:

  1. Составляется тезаурус вербальных средств, используемых для вербализации эмоций.
  2. Выясняется значение, в котором испытуемый употребляет ту или иную номинацию эмоционального состояния.
  3. Определяется наиболее частотные вербальные репрезентации, соответствующие определенному эмоциональному состоянию.
  4. Анализируются сопутствующие вербальные средства, которые используются в контекстах, описывающих эмоциональные реакции индивида.
«Проблема лингвистического анализа эмоций» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Например, анализируя высказывания испытуемых, содержащие вербальный ответ на стимул, вызывающий эмоциональную реакцию испуга, страха, исследователи-языковеды выяснили, что в качестве маркеров своего эмоционального состояния испытуемые выбирали такие слова, как «страх», «испуг», «ужас». В речи испытуемых наблюдается использование слов-интенсификаторов, которые усиливают проявление эмоциональной реакции. Так, они используют оценочные номинации (дико испугался, страх невероятный, капец как страшно, я просто в ужасе), глаголы однократного действия в сочетании с усилительными частицами (я прямо подскочил, я аж подпрыгнул, я чуть не умер), а также иные средства выражения оценки: восклицательную интонацию, повышение тона.

При исследовании спонтанной речи, особенно естественных жанров письменной речи, исследователь руководствуется методом наблюдения и оценки готового речевого материала, авторы которого не являются участниками специально организованного эксперимента. В данном случае вербальное проявление эмоций является нецеленаправленным, то есть исследователи необходимо самостоятельно осуществлять поиск контекстов, в которых употребляются номинации тех или иных эмоциональных состояний. Также в этом случае можно говорить о большей свободе адресата, который «не подстраивается» под ожидания экспериментатора.

В естественной речи эмоции выражаются ярче, полнее. Этому способствует и невербальный компонент коммуникации (жесты, мимика), а также просодика. Речевые средства, избираемые говорящим, для выражения эмоциональных реакций носят спонтанный характер, поэтому зачастую они не соответствуют этическим нормам коммуникации. Так, в речевой манере многих носителей русского языка выражение эмоций сопровождается употреблением матерных слов в экспрессивной функции.

Таким образом, аспекты лингвистического анализа эмоций отражают степень разработанности данной проблемы в языкознании и объективные сложности ее изучения.

Дата последнего обновления статьи: 10.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot