Проблема экологии слова
Экология слова — понятие, вошедшее в современную лингвистику в 70-х гг. XX в. Строгого терминологического обоснования он не имеет.
В самом общем виде под экологией слова понимают соблюдение чистоты русского языка, сохранение его богатства и выразительности, а также соблюдение языковых и этических норм общения.
В таком понимании экология слова являются частью культуры речи и этики речевого общения, решая проблемы, связанные с соблюдением нормативного, коммуникативного и этико-эстетического аспекта высказывания.
По мнению многих лингвистов, современное состояние русского языка является кризисным. Об этом свидетельствуют следующие проблемы, связанные с экологией слова:
- Падение уровня речевой культуры и грамотности. Социально-экономические процессы последних десятилетий привели к нивелированию языковой нормы, снижению требований к правильности устной и письменной речи.
- «Засорение» разговорной литературной речи словами-паразитами (например, «типа», «короче», «это самое», «как бы», «ну вот»), неуместное употребление заимствованных слов, жаргонизация речи и проникновение в сферу повседневной речевой практики матерных слов и выражений. Всё это сказывается на чистоте русской речи, остро ставит проблему сохранения и защиты русского языка.
- Повышение уровня речевой агрессии, использование «языка вражды» в СМИ. В результате язык становится инструментом унижения, оскорбления или насилия, не способствует объединению людей на основе общих ценностей.
Рассмотрим более подробно каждую их указанных проблем.
- Нормативный аспект культуры речи является важной составляющей экологии слова. Каждый говорящий или пишущий должен ориентироваться на языковую норму — эталонные образцы реализации языковой системы. Ненормативная речь не только свидетельствует о слабом владении языком и его возможностями, но и указывает на низкий уровень культуры индивида. В устном общении безграмотную речь выдаёт прежде всего неверное произношение и неправильное ударение Частотным в речевой практике стало употребление глагола «звонишь» с ударением на первом слоге, что не является нарушением акцентологической нормы. В письменной речи большое количество орфографических и пунктуационных ошибок также свидетельствует о низком уровне речевой культуры. Для всех форм коммуникации важно, чтобы речь была построена в соответствии с законами грамматики языка, с соблюдением норм согласования и управления, соблюдения требований к употреблению синтаксических конструкций (например, отнесенности действия, обозначенного деепричастием и глаголом-сказуемым, к одному лицу — подлежащему: Увидев Краснодар, Сочи был позабыт — неверно. Верно: Увидев Краснодар, я позабыл Сочи). Языковые ошибки и недочёты затрудняют понимание речи и делают коммуникации менее эффективной.
- Проникновение в разговорную речь слов-паразитов, которые заполняют речевые паузы, нарушает чистоту речи. Употребление слов-паразиты свидетельствует о бедности словарного запаса, неумении человека владеть интонационно-ритмическими возможностями языка и так строить свои высказывания, чтобы в них не возникало длительных, не оправданных условиями коммуникации пауз. Засилье слов-паразитов в современной молодежной речи иронически обыгрывается даже в названии произведения А. Жвалевского и Е. Пастернак «Типа смотри короче».
- Жаргонизация русской речи связана с активным проникновением в речевую практику элементов уголовного арго, жаргона деклассированных элементов (наркоманов, алкоголиков), молодёжного сленга. Опасность жаргона заключается не только в его неэтичности, но и в обеднении языковой культуры общества. «Клевый», «уматный», «краш», «трэш» и прочие слова, активно употребляемые в разговорной практике и в интернет-коммуникации, становятся лексемами-клише с выхолощенной семантикой, делающей речь современной молодёжи похожей на лексикон Эллочки Людоедки — персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», чьё имя стало нарицательным для обозначения человека с примитивным образом мыслей.
- Неуместное использование иноязычной лексики также оценивается как наносящее вред чистоте речи. Необходимо отказаться от заимствованных эквивалентов русских слов и не использовать их бесконтрольно: топовый — отличный, хороший; френды — друзья; чилить — отдыхать, расслабляться.
- Употребление матерной лексики является недопустимым в речевой практике. Мат нарушает этические нормы коммуникации, зачастую реализует оскорбительную функцию. Даже применение матерных слов в номинативной или оценочной функции разрушает экологию слова, сводит на нет все усилия в борьбе за чистоту русского языка. У экспрессивно-оценочной матерной лексики есть эквиваленты в литературном языке, которые необходимо использовать вместо обсценных слов.
Пути решения проблемы
Решение проблем экологии слова и речи должно носить комплексной характер:
- Воспитание культуры языкового общения в семье. Известно, что дети усваивают речь по подражанию, поэтому родителям необходимо следить за правильностью и чистотой собственной речи, демонстрируя ребёнку нормативные образцы словоупотребления.
- Усиление внимания к культуре речи в период школьного обучения. Основные языковые нормы и требования к речи дети усваивают в процессе языкового образования, однако необходимо следить за речью школьника на всех предметах, стимулируя его излагать свои мысли грамотно, логично, используя богатство языка и соблюдая требования чистоты речи.
- Повышение качества языка СМИ и интернета. Современное медийное пространство оказывает огромное влияние на состояние речи индивида, поэтому необходимо свести к минимуму ошибки в языке СМИ, сформировать базовые нормы интернет-коммуникации, освободив данную форму общения от жаргона, матов, языка вражды.
- Повышение престижа чтения, развитие интереса к русской классической литературе. Произведения классиков содержат лучшие образцы литературного языка, знакомство с ними способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, делая её богатой, выразительной и точной.
- Усиление контроля за собственной речью, повышение социальной ответственности за сказанное или написанное слово.
Проблема экологии слова не может быть решена запретительными или ограничительными мерами. Необходимы усилия всех носителей языка, постоянная работа над своей речью, чтобы оздоровить речевую культуру общества в целом.