Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Притча в преподавании русского языка в школе

Место притчи в учебном процессе и ее дидактический потенциал

Требования образовательного стандарта связаны с развитием навыков чтения и осмысления прочитанного, а также формирования потребностей в систематическом чтении. При этом большинство детей, которые не любят или не хотят читать, не проявляют интереса к этому виду деятельности не из-за плохой техники чтения, а из-за трудностей понимания текста, осмысления и интерпретации прочитанного. При этом систематическое пренебрежение чтением ведет к трудностям структурирования информации, медленному накоплению словаря, бедности речевых конструкций слабой зрительной памяти, препятствующей усвоению правописания. В этой ситуации обращение на уроках русского языка к тексту притч нацелено на формирование умения анализировать текст, выявлять внешний и внутренний сюжет, подтекст, символический смысл притчевой ситуации.

Относительно небольшой объем притчи и универсальность ее содержания позволяют включать работу с ней в урок как одну из составных частей учебного занятия.

Использование притчи в преподавании русского языка в школе

Педагог может использовать притчу как микротест для комплексного филологического анализа. В этом случае работа над притчей включает:

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Определение тематики и проблематики текста.
  3. Составление сюжетного плана (композиционной схемы) притчи.
  4. Анализ скрытого смысла притчи, выявление ее символического содержания через систему ключевых образов.
  5. Анализ языка притчи, ее лингвистических особенностей, проявляющихся на лексическом, грамматическом, стилистическом уровнях.
  6. Интерпретацию авторской позиции и отработку умений формулировать собственную точку зрения с опорой на текст притчи.

В качестве дидактического материала текст притчи может использоваться для формирования грамматико-речевых умений. Учитель в этом случае подбирает следующие типы заданий:

  1. Восстановить композиционную структуру притчи, расположив ее фрагменты в правильной последовательности.
  2. Восстановить, опираясь на контекст, пропущенные слова.
  3. Постановить слова, данные в тексте притчи в скобках в начальной форме, в необходимую грамматическую форму, требуемую контекстом.
  4. Произвести языковые разборы слов из текста притчи.
  5. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки, обосновать выбор орфограмм.
  6. Дать историко-культурный (или этимологический) комментарий к словам и выражениям из притчи.
  7. Произвести лексико-стилистический анализ слов (выражений).
«Притча в преподавании русского языка в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Однако наиболее ценны в методическом плане те задания, которые ориентированы на работу с содержанием притчи и развитием умений комментировать отраженные в ней проблемы, выделять авторскую позицию и формулировать свое к ней отношение. Эти навыки востребованы выпускниками школы и отражены в содержании экзаменационной работы по русскому языку.

Для развития навыков анализа текста при работе с притчей используются следующие приемы:

  1. При чтении текста – маркировка его системой специальных знаков, отражающих степень понимания прочитанного: знак «+» используется для фрагментов, которые полностью понятны в формальном и смысловом отношениях, знак «-» для тех частей текста, понимание которых вызывает затруднение, знак «?» используется для обозначения тех частей текста, в которых содержатся мысли или идеи, вызывающие у ученика несогласие, протест, знаком «!» можно обозначить те участки текста, с содержанием которых ученик полностью согласен.
  2. При формулировке проблемы: ответы на вопросы, эвристическая беседа, «мозговой штурм», построение кластера понятий (образов) притчи, заполнение таблицы, отражающей этапы развития сюжета, события и их нравственно-философский смысл.
  3. При поиске аргументов, подтверждающих правильность определения проблематики текста, можно использовать такие приемы, как составление сюжетной схемы притчи или опорного схематического конспекта, создание плана, выделение ключевых слов, метод создания проблемной ситуации, техника «Фишбоун» и проч.
  4. Для выработки навыков формулировки авторской позиции используются приемы поиска утверждений, соответствующих смысловой концепции текста, анализ языковых единиц, маркирующих отношение автора к персонажам, сюжетным ситуациям, анализ средств художественной изобразительности: сравнений, метафор, гипербол.
  5. Чтобы научить детей выражать свое отношение к позиции автора используются приемы, стимулирующие речевую деятельность: дискуссии, написание отзывов и рецензий, составление синквейна, диаманты на основе притчи.

Притча является ценным материалом для подтверждения своей позиции при написании сочинений и эссе, поэтому педагог должен использовать притчу для расширения аргументационной базы, обучая приемам введения примеров из текста притчи в текст и грамотному использованию ее образов и сюжетов в структуре сочинения.

Таким образом, использование притчи на уроках русского языка в качестве дидактического материала помогает организовать работу, связанную с развитием основных речевых и языковых навыков, необходимых для создания собственных высказываний.

Дата последнего обновления статьи: 22.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot