Принцип системности в языке и в синтаксисе
Как общенаучный принцип системность по отношению к языку стала рассматриваться с начала ХХ века. В настоящее время системный подход к описанию языковых явлений, а также пониманию сущности языка является доминирующим в языкознании.
Язык рассматривается как системное целое, представленное совокупностью уровней, связанных различными отношениями – как горизонтальными, внутри одного уровня, таки вертикальными, между разными уровнями языковой системы. Поскольку синтаксический уровень является «Высшим» уровнем языковой системы, в котором представлены единицы всех других уровней и их связи и отношения, то принцип системности особенно ярко проявляется при анализе синтаксических явлений.
Принцип системности в языкознании представляет собой комплексный подход к рассмотрению языковых единиц как элементов системной организации, обладающих определенной позицией и функционалом в рамках системы оппозиций, из которой складываются значимые с лингвистической точки зрения противопоставления.
Основные аспекты системного подхода в синтаксисе
Центральной проблемой системного подхода к синтаксису является выявление и анализ основной синтаксической единицы, которая является базовым элементом синтаксического уровня языка. Очевидно, что эта единица, помимо структурно-семантической целостности, должна обладать еще и свойством коммуникативности, поскольку синтаксис выступает как уровень, наиболее тесно связанный с процессами коммуникативно-речевой практики и порождения высказывания, образующих речевые произведения разного рода.
К решению вопроса об основной единице синтаксиса можно подходить с двух позиций:
- С точки зрения структуры можно рассматривать «строительные» компоненты, из которых создаются словосочетания, полупредикативные обороты, а также их компоненты.
- С точки зрения функции и значения как об основной единице синтаксиса можно говорить только о предложении, являющемся носителем коммуникативного смысла.
Иными словами, синтаксический уровень выступает как «высший» в иерархии языковых уровней именно потому, что в нем все языковые единицы обретают связи и отношения, выполняющие коммуникативно-речевую функцию, и реализуют определенную семантику, обусловленную их функциями.
Системность языка на уровне синтаксиса проявляется как сложное свойство языковой системы, связанное с упорядоченностью, внутренней структурированностью его элементов. На уровне парадигматических связей это проявляется в наличии разнообразных по семантике синтаксических отношений, пронизывающих все синтаксические явления русского языка. Например, для языка выступают как базовые отношения сочинения и подчинения, которые реализуются в разных единицах: на уровне словосочетания, в структуре сложного союзного предложения. На синтаксическом уровне проявляется изоморфизм (подобие) в строении и функционировании языковых единиц:
- В предложении выделяется предикативный центр, в словосочетаниях на основе подчинения – главный смысловой компонент.
- Сочинение и подчинение на уровне словосочетания отражены также в структурной организации предложений, где реализуются сочинительная и подчинительная связи между компонентами и соответствующие им отношения равноправия или зависимости.
- Второстепенные компоненты простого предложения и их семантика изоморфна придаточным частям сложноподчиненных предложений, что проявляется в общности вопросов, выражаемого значения, в явлениях субституции (замены). Например: Я сказал о необходимости уехать (дополнение в простом предложении). - Я сказал, что необходимо уехать (придаточное дополнительное в сложном предложении).
Использование системного подхода к синтаксису в лингвометодике
Помимо исследования основных единиц языка на уровне синтаксиса и из места в ряду других единиц, системность в синтаксисе проявляется в изучении связей и отношений, которые возникают между единицами разных уровней в синтагме. При этом важно не только выявить эти связи и отношения, но и описать их значение (семантику) и (или) функции, поэтому в языкознании практикуются структурно-семантический и системно-функциональный подходы.
Структурно-семантический подход в синтаксисе опирается на следующие принципы:
- Признание иерархического строения синтаксического уровня с выделением единиц разного порядка – от словосочетания и предложения до сложного синтаксического целого.
- Выделение отношений между единицами языка (сочинительных и подчинительных), а также морфологических и синтаксических средств их реализации в предложении (например, союзов и союзных слов, интонации, порядка следования частей и проч.).
- Учет наряду с формальным строением языковой единицы ее семантики, определяющей характер реализуемого грамматического значения.
Системно-функциональный подход опирается на функциональное изучение языковых единиц, а именно, – речевую реализацию системных явлений синтаксического уровня.
С точки зрения системно-функционального подхода словосочетание и предложение рассматриваются как единицы общения, имеющие принципиально иное (по сравнению со словом) строение и предназначение.
Использование принципа системности в преподавании русского языка заключается в том, что его изучение в школе, формирование синтаксических умений и навыков опирается на системные свойства синтаксических единиц и учитывает их связи и отношения с единицами других уровней языка.
Таким образом, системный подход к синтаксису обеспечивает анализ синтаксических явлений в теоретическом и методическом аспектах.