Инновационное обучение русскому языку в школе
Современное обучение русскому языку ориентировано на развитие активности участника образовательного процесса, формирование его как субъекта коммуникативной деятельности. Этой цели невозможно достичь без изменения подхода к процессу обучения, а также той роли, которая отводится в нем разным формам и методам обучения.
Инновационность в языковом образовании понимается как такая организация обучения, при которой применяются новые технологии, методы и приемы взаимодействия педагога и ученика, направленные на развитие самостоятельности и активности для достижения необходимых целей.
С помощью использования приемов инновационного обучения:
- происходит развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей детей,
- совершенствуются их творческие способности, а также навыки нестандартного решения проблем,
- развиваются предметные компетенции, необходимые для успешного освоения образовательных программ,
- формируются такие личностные качества, как настойчивость, самостоятельность, инициативность, помогающие успешно реализовывать творческие задачи.
Внедрение инновационных технологий на уроках русского языка также позволяет стимулировать мотивацию к изучению предмета, вырабатывает навыки командной работы и способствует созданию условий для реализации индивидуального подхода к каждому ученику.
На сегодняшний момент инновационными приемами в обучении русскому языку считаются следующие виды работы:
- Использование метода проблемного обучения.
- Проектные технологии в образовании.
- Модульное обучение предмету.
- Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
- Интерактивное обучение предмету.
- Использование в процессе обучения игровых технологий.
Приемы инновационного языкового образования
Одним из важнейших методов внедрения инновационного содержания в образовательный процесс является проблемное обучение, которое основано на получении знаний через моделирование и решение проблемных учебных ситуаций. Эти проблемные ситуации позволяют придать учебному процессу поисковый характер, развить аналитико-критическое мышление, обучить умению использовать полученные знания и способы действия в новых условиях.
В основе проблемной ситуации лежит противоречие, обнаружение которого стимулирует учебно-познавательную активность детей. Например, при изучении категории числа учитель просит детей разделить существительные на две группы: день, ночь, сутки, выходной, каникулы. В процессе анализа грамматических форм этих слов дети приходят к выводу, что они различаются способностью к образованию числовых противопоставлений: слова «сутки» и «каникулы» не имеют формы единственного числа. Так ученики приходят к выводу о существовании класса имен, отличающихся наличием только одной формы.
Проектное обучение позволяет организовать самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность детей при работе над какой-либо темой, вызывающей у них интерес. При подготовке проекта дети не только учатся работать с источниками, осваивают этапы научного анализа информации, но и глубже проникают в содержание предмета. Необходимость презентации и защиты проекта стимулирует коммуникативные навыки.
Модульное обучение предполагает деление материала на учебные модули, осваивая который, ученик реализует определенную учебную цель. Это помогает дифференцировать содержание обучения, а также помогает легче усваивать сложный, объемный материал, который разбивается на ряд относительно небольших блоков.
Использование информационно-коммуникационных технологий, а также применение приемов интерактивного обучения позволяет добиться высокого уровня познавательной активности на уроке. Детям предлагаются такие формы работы, которые стимулируют их вступать во взаимодействие с педагогом и друг другом. Это могут быть учебные дискуссии, мозговой штурм, исследовательская работа в небольших группах. Кроме этого, применяются интерактивные тексты, диктанты, дидактические онлайн-ресурсы, которые повышают продуктивность обучения.
Игровые технологии способствуют повышению интереса к обучению и созданию благоприятной атмосферы в классе. С помощью учебных игр удается разнообразить содержание урока, добиться активизации внимания, расширить кругозор детей, развить навыки творческого и нестандартного мышления. Педагог может использовать различные игровые формы: ролевые игры, аналитические, ассоциативные, творческие, соревновательные. При этом игра входит в урок как элемент, который соседствует с другими формами работы, в том числе традиционными. Учебная игра должна носить познавательную направленность и стимулировать интерес ребенка к предмету, но не может заменять собой другие приемы работы, зарекомендовавшие себя как эффективные методы языкового образования.
Таким образом, инновационные приемы в обучении русскому языку, применяемые на уроках, позволяют сделать обучение личностно значимым, продуктивным и интересным, активизировать интеллектуальные и творческий потенциал детей и способствовать их речевому развитию.