Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Прием «рерайтинга» в системе работы по подготовке к сочинению

Прием «рерайтинга» в системе работы по подготовке к сочинению

В практике преподавания русского языка в школе нередко возникают трудности в обучении написанию сочинения, которые обусловлены различными причинами:

  1. Низкой мотивацией к речевому творчеству.
  2. Неразвитостью речи, бедным словарным запасом, скудным набором грамматических конструкций, не позволяющих ученику полно и грамотно выразить свою мысль.
  3. Узостью кругозора, недостаточностью жизненного и литературного опыта.
  4. Неумением работать над сбором материала к сочинению, производить отбор языковых средств с учетом замысла и стиля.
  5. Неразвитым языковым вкусом, недостаточным стилистическим чутьем, которые не позволяют школьнику создать речевое произведение, отвечающее критериям выразительной и образной речи.

В данной ситуации учителю необходимо целенаправленно развивать стороны речевой деятельности, приобщать детей к чтению, наблюдению за художественным словом и его использованием в произведениях классиков отечественной литературы. Однако эта работа носит длительный характер и не может решить проблемы, возникающие при подготовке к конкретному сочинению. В данных обстоятельствах основное внимание следует уделить работе с речевыми образцами, которые ученики могут взять за основу при написании своего текста. Однако ориентация на образец предполагает копирование языка и стиля, которое в случае со школьниками может быть почти дословным. Такая работа не несет развивающей ценности, не предполагает совершенствование речевых умений, работу над словом. Поэтому учителю необходимо целенаправленно обучать школьников приемам редактирования текстов-образцов для последующего их использования в собственных речевых произведениях.

Определение 1

Прием «рерайтинга» в школьном обучении написанию сочинений представляет собой методический прием формирования навыков связной речи через выработку умений редактирования формы и содержания текста-образца.

Метод «рерайтинга» обладает рядом достоинств, позволяющих отнести его к эффективным приемам развития связной речи:

  1. Стимулирует школьников вводить в речь синонимы, что делает словарный состав речевого произведения богаче и разнообразнее. К примеру, предложение «Я проснулся серым ноябрьским утром со странным чувством радости» можно быть перестроено с использованием синонимических возможностей русского языка следующим образом: «Я пробудился пасмурным осенним утром с необычным ощущением воодушевления».
  2. Развивает умение использовать возможности синонимии на уровне синтаксической организации текста, заменяя определенные конструкции близкими по значению, но отличающимися по форме. Например, приведенное ранее предложение может быть перестроено с использованием близких по семантике конструкций: «Утро моего пробуждения было серым, пасмурным, но я испытывал странное чувство радости» / «Несмотря на серость осеннего утра, мое побуждение было радостным».
  3. Приучает выражать мысль разными языковыми средствами, используя для этого весь диапазон изученных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов, сравнительных конструкций, вводных слов), а также разнообразные лексические компоненты. Например, в сочинении фразу «На земле давно лежала поваленная сосна: она уже покрылась мхом от старости» можно изменить, вводя в нее дополнительные осложняющие элементы: «На земле, видимо, уже давно лежала поваленная бурей сосна, покрываясь мхом от старости, как железо покрывается ржавчиной».
  4. Помогает сформировать собственный стиль выражения мыслей, избежать слепого копирования образцов, делает работу над сочинением более интересной, творческой и понятной.
«Прием «рерайтинга» в системе работы по подготовке к сочинению» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика реализации приема «рерайтинга» на уроке развития речи

Рассмотрим фрагмент урока по подготовке к сочинению-описанию картины с использованием приема «рерайтинга». Учитель дает текст с образцом описания: «Майское утро. Солнце еще не взошло, поэтому между деревьями стелется туман. Но скоро лучи солнца разгонят его, и можно будет разглядеть стройные сосны, которые тянутся вверх. Ближе к земле их ветви почти переплелись, и кажется, что идешь под хвойным шатром. В жару здесь прохладно и легко дышится». К тексту прилагаются задания:

  1. Подобрать синонимы к следующим словам из текста: «взошло», «стелется», «разгонят», «разглядеть», «тянутся», «переплелись», «в жару», «прохладно», «легко».
  2. Дополнить текст там, где это уместно, определениями. Например: молочно-белый туман, яркие лучи (солнца), высокие могучие, раскидистым шатром.
  3. Составить из первых двух предложений одно, используя разные приемы сжатия текста. Например: До восхода солнца майским утром по земле стелется туман.
  4. Изменить третье предложение, используя причастный и деепричастный оборот: Разогнав туман, лучи солнца позволили увидеть сосны, тянущиеся вверх.
  5. Преобразовать четвертое предложение в простое по структуре, сохранив его смысл: У земли ветви сосен переплетаются и становятся похожи на шатер.

В ходе работы у учащихся должен получиться трансформированный текст: «До восхода солнца майским утром по земле стелется молочно-белый туман. Скоро, разогнав туман, лучи солнца откроют взгляду высокие, стройные сосны, тянущиеся вверх. У земли их ветви переплетаются и становятся похожи на шатер. Под ним даже в зной не жарко, свежо, дышится полной грудью»

Таким образом, использование приема «рерайтинга» при подготовке к сочинению позволяет преодолеть трудности, связанные с его написанием, а также стимулирует речевое развитие учащихся.

Дата последнего обновления статьи: 15.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot