Прием «рерайтинга» в системе работы по подготовке к сочинению
В практике преподавания русского языка в школе нередко возникают трудности в обучении написанию сочинения, которые обусловлены различными причинами:
- Низкой мотивацией к речевому творчеству.
- Неразвитостью речи, бедным словарным запасом, скудным набором грамматических конструкций, не позволяющих ученику полно и грамотно выразить свою мысль.
- Узостью кругозора, недостаточностью жизненного и литературного опыта.
- Неумением работать над сбором материала к сочинению, производить отбор языковых средств с учетом замысла и стиля.
- Неразвитым языковым вкусом, недостаточным стилистическим чутьем, которые не позволяют школьнику создать речевое произведение, отвечающее критериям выразительной и образной речи.
В данной ситуации учителю необходимо целенаправленно развивать стороны речевой деятельности, приобщать детей к чтению, наблюдению за художественным словом и его использованием в произведениях классиков отечественной литературы. Однако эта работа носит длительный характер и не может решить проблемы, возникающие при подготовке к конкретному сочинению. В данных обстоятельствах основное внимание следует уделить работе с речевыми образцами, которые ученики могут взять за основу при написании своего текста. Однако ориентация на образец предполагает копирование языка и стиля, которое в случае со школьниками может быть почти дословным. Такая работа не несет развивающей ценности, не предполагает совершенствование речевых умений, работу над словом. Поэтому учителю необходимо целенаправленно обучать школьников приемам редактирования текстов-образцов для последующего их использования в собственных речевых произведениях.
Прием «рерайтинга» в школьном обучении написанию сочинений представляет собой методический прием формирования навыков связной речи через выработку умений редактирования формы и содержания текста-образца.
Метод «рерайтинга» обладает рядом достоинств, позволяющих отнести его к эффективным приемам развития связной речи:
- Стимулирует школьников вводить в речь синонимы, что делает словарный состав речевого произведения богаче и разнообразнее. К примеру, предложение «Я проснулся серым ноябрьским утром со странным чувством радости» можно быть перестроено с использованием синонимических возможностей русского языка следующим образом: «Я пробудился пасмурным осенним утром с необычным ощущением воодушевления».
- Развивает умение использовать возможности синонимии на уровне синтаксической организации текста, заменяя определенные конструкции близкими по значению, но отличающимися по форме. Например, приведенное ранее предложение может быть перестроено с использованием близких по семантике конструкций: «Утро моего пробуждения было серым, пасмурным, но я испытывал странное чувство радости» / «Несмотря на серость осеннего утра, мое побуждение было радостным».
- Приучает выражать мысль разными языковыми средствами, используя для этого весь диапазон изученных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов, сравнительных конструкций, вводных слов), а также разнообразные лексические компоненты. Например, в сочинении фразу «На земле давно лежала поваленная сосна: она уже покрылась мхом от старости» можно изменить, вводя в нее дополнительные осложняющие элементы: «На земле, видимо, уже давно лежала поваленная бурей сосна, покрываясь мхом от старости, как железо покрывается ржавчиной».
- Помогает сформировать собственный стиль выражения мыслей, избежать слепого копирования образцов, делает работу над сочинением более интересной, творческой и понятной.
Методика реализации приема «рерайтинга» на уроке развития речи
Рассмотрим фрагмент урока по подготовке к сочинению-описанию картины с использованием приема «рерайтинга». Учитель дает текст с образцом описания: «Майское утро. Солнце еще не взошло, поэтому между деревьями стелется туман. Но скоро лучи солнца разгонят его, и можно будет разглядеть стройные сосны, которые тянутся вверх. Ближе к земле их ветви почти переплелись, и кажется, что идешь под хвойным шатром. В жару здесь прохладно и легко дышится». К тексту прилагаются задания:
- Подобрать синонимы к следующим словам из текста: «взошло», «стелется», «разгонят», «разглядеть», «тянутся», «переплелись», «в жару», «прохладно», «легко».
- Дополнить текст там, где это уместно, определениями. Например: молочно-белый туман, яркие лучи (солнца), высокие могучие, раскидистым шатром.
- Составить из первых двух предложений одно, используя разные приемы сжатия текста. Например: До восхода солнца майским утром по земле стелется туман.
- Изменить третье предложение, используя причастный и деепричастный оборот: Разогнав туман, лучи солнца позволили увидеть сосны, тянущиеся вверх.
- Преобразовать четвертое предложение в простое по структуре, сохранив его смысл: У земли ветви сосен переплетаются и становятся похожи на шатер.
В ходе работы у учащихся должен получиться трансформированный текст: «До восхода солнца майским утром по земле стелется молочно-белый туман. Скоро, разогнав туман, лучи солнца откроют взгляду высокие, стройные сосны, тянущиеся вверх. У земли их ветви переплетаются и становятся похожи на шатер. Под ним даже в зной не жарко, свежо, дышится полной грудью»
Таким образом, использование приема «рерайтинга» при подготовке к сочинению позволяет преодолеть трудности, связанные с его написанием, а также стимулирует речевое развитие учащихся.