Прием алгоритмизации правила как инструмент коррекции орфографической грамотности взрослых
В процессе подготовки к итоговой аттестации, а также в рамках повторения орфографических правил в старшей школе, в занятиях со взрослыми учащимися, желающими повысить свой уровень грамотности, необходимо применять иной методической инструментарий, чем в обучении детей и подростков. У взрослого человека уже сформированы базовые орфографические навыки, поэтому цель обучения состоит в актуализации первоначальных сведений для совершенствования и коррекции навыков грамотного письма.
Коррекция орфографической грамотности взрослого предполагает разработку и реализацию эффективной стратегии повышения уровня орфографической подготовки в практическом аспекте письма, то есть улучшения качества письменной речи за счет совершенствования ее нормативности.
Эффективные приемы работы со взрослыми в рамках коррекции орфографических навыков заключаются в алгоритмизации правил, превращении их в действенные инструменты практической ориентировки в нормах письма, поэтому алгоритм становится действенным методическим средством совершенствования индивидуальной нормы.
Алгоритмизация правила представляет собой методический прием, направленный на представление орфографической нормы, заложенной в правилах, в виде алгоритма последовательных операций, выполнение которых приводит пишущего к выбору верного написания.
В отличие от самого правила алгоритм содержит четкую последовательность операций орфографического анализа, лежащего в основе выбора корректного написания. Это позволяет избавить пишущего от необходимости заучивать объемные формулировки правил и сразу же вооружает его необходимыми практическими навыками грамотного письма.
В основе алгоритмизации орфографических правил лежит прием трансформации, который предполагает перевод информации из словесно-текстовой (линейной) формы в знаково- логическую (нелинейную). В результате содержание правил подвергается систематизации и упорядочиванию, что положительно сказывается на общем уровне грамотности.
Объект алгоритмизации являются правила правописания, которые имею условную структуру, то есть определяющие выбор нормативного варианта письма через анализ условий, которые его определяют. К условным правилам можно отнести большинство норм правописания, поскольку выбор орфограммы в значительной степени определяется разными языковыми условиями: языковым окружением единицы, ее положением относительно ударения, значением, частеречной принадлежностью слова, наличием определенных грамматических признаков и проч.
Применение приема алгоритмизации правила при формировании орфографических умений
Рассмотрим прием алгоритмизации правила на примере выбора написания слитного или раздельного написания «не» с причастиями, выступающего как наиболее сложная для усвоения орфографическая тема. Для построения алгоритма методисту или преподавателю необходимо выделить опознавательные признаки данной орфограммы, а также условия, определяющие ее выбор. К опознавательным признакам можно отнести:
- Наличие «не», предполагающее выбор слитного или раздельного написания.
- Статус следующего за частицей слова как причастия (а не как прилагательного).
К условиям выбора слитного написания можно отнести:
- Отсутствие противопоставления. Например: нерешенный, но разобранный пример по математике (нет противопоставления, но есть сопоставление).
- Одиночную полную форму причастия. К примеру: некошеный луг, невыпеченный хлеб.
- Употребление причастия без зависимых слов, в том числе без слов, усиливающих отрицание. Например: нерешенная проблема (но: никем не решенная проблема).
К условиям выбора раздельного написания следует отнести:
- Наличие противопоставления. Например: не решенный, а списанный пример по математике.
- Наличие зависимых слов, а также слов, усиливающих отрицание: не покрашенная маляром стена; никем не скошенная трава на лугу.
- Краткая форма: трава не скошена, задача не записана.
Алгоритмизация заключается в определении последовательности операций, которые необходимо произвести для выбора корректного написания.
Рассмотрим алгоритм на конкретном примере: «(Не) высказанная другом обида привела к разрыву отношений». Он будет выглядеть следующим образом: Причастие одиночное полное? – Да. - У причастия есть зависимые слова? – Да. – Пиши раздельно.
Рассмотрим другой пример: «(Не)высказанная, а глубоко скрытая внутри обида привела к разрыву отношений». Алгоритм выбора написания таков: Причастие одиночное полное? – Да. - У причастия есть зависимые слова? – Нет. – Причастие противопоставлено другому слову? – Да. – Пиши раздельно.
Наконец, еще один пример: «(Не)высказанная обида привела к разрыву отношений. Алгоритм следующий: Причастие одиночное полное? – Да. - У причастия есть зависимые слова? – Нет. – Причастие противопоставлено другому слову? – Нет. – Пиши слитно.
Таким образом, прием алгоритмизации, структурируя операциональную сторону применения правила, позволяет пишущему выработать конкретные и действенные стратегии применения орфографической нормы на письме и облегчает коррекцию орфографической грамотности при повторении курса орфографии.