Норма и отклонения в процессе овладения письмом
Процесс овладения письменной речью является сложным психофизиологическим явлением, которое базируется на определенном уровне развития кинетических, акустических и артикуляционных навыков.
В отечественной педагогике используется деятельностный принцип обучения письму, а также сам процесс знакомства со звуком и графической системой языка базируется на формировании и развитии аналитико-синтетических умений.
Опорными представлениями для успешного овладения письмом являются:
- Правильный артикуляционный уклад, соответствие всех позиций при произнесении слова эталонным языковым образцам.
- Развитый фонематический слух, элементарные навыки звукового анализа и характеристики звуков. Так, ребенок в возрасте 6-7 лет должен уметь на слух определять позицию заданного звука в слове, находить искомый звук по просьбе взрослого, соотносить слова, различающиеся звуковым составом, и объяснять эти различия.
- Достаточный объем пространственных представлений, например, различение направлений, что особенно важно для запоминания верхних и нижних элементов букв.
- Сформированная мелкая моторика: ребенок уверенно собирает мозаику, рисует, выполняет аппликации, работает с ножницами и проч.
При нормальном протекании развития процесс становления письменных навыков является трудным, но проходит успешно. Однако из-за нарушений, охватывающих разные сферы речевой деятельности и психофизиологические процессы, могут возникнуть затруднения, препятствующие формированию письменных навыков.
Данные нарушения можно подразделить на две категории:
- Связанные с нарушениями речевого онтогенеза.
- Имеющие иную природу (социально-бытовую, педагогическую и др.).
Во втором случае процессы коррекции нарушений наиболее лёгкие, поскольку все необходимые навыки у ребенка сформированы, необходимо помочь ему использовать их в соответствии с поставленной учебной задачей. Часто таким детям, особенно педагогически запущенным, не хватает мотивации, заинтересованности в результате, занимательности в ходе выполнения заданий.
Нарушения первой группы наиболее стойкие и преодолеваются с трудом. Их относят к категории логопедических проблем, с которыми сталкивается ученик начальной школы, не преодолевший их в дошкольном возрасте.
Основными отклонениями от нормального процесса обучения письму являются дисграфические и дислексические нарушения, имеющие парную природу.
Дисграфия представляет собой комплекс симптомов, признаков, указывающих на нарушения в процессе формирования письменной речи.
На практике это выражается в ряде особенностей:
- Ребенок испытывает стойкое затруднение в овладении графическим обликом буквы: искажает его, отображает зеркально или с пропуском элементов.
- Овладев навыков написания букв, ребенок нечетко различает их между собой, отсюда возникает смешение букв по признаку их зрительного или начертательного сходства.
- На уровне слова ребенок не овладевает до конца его структурой, в результате чего пропускает слоги, переставляет их местами, удваивает слоги.
- Слабое владение фонематическим анализом приводит к неумению определить границы слова: это проявляется в слитном написании знаменательных и служебных слов, слиянии слов, подвергшихся фонетическим процессам в потоке речи.
Следует отметить, что данные проблемы проявляются вне связи с грамотностью письма, то есть независимо и помимо орфографических ошибок. При этом устойчивая дисграфия ведёт к трудностям в освоении орфографии, формированию стойкой дизорфографиии и снижению грамотности.
Дислексия является одним из частных проявлений дисграфических нарушений и касается процессов чтения, которые также затруднены в результате побуквенного или послогового чтения, пропуска букв и слогов, "угадывающего" чтения, наличия проблем с запоминанием и воспроизведением прочитанного.
Преодоление трудностей обучения письму в современной начальной школе
Данные проблемы не ликвидируются самостоятельно в процессе взросления. Наоборот, без должной коррекции они усугубляются и приводят к значительным трудностям в обучении. Например, стойкая дисграфия становится причиной дискалькулии, ребенок с трудом усваивает цифры, не может правильно производить операции с числами, в средней школе не запоминает формулы, химические индексы и проч.
Коррекция при нарушениях письма и чтения осложнена тем, что данные явления никогда не имеют самостоятельной природы, а являются симптомами, указывающими на другие речевые нарушения.
Чаще всего в основе дисграфии лежат следующие виды речевых дефектов:
- Фонетико-фонематические, связанные с навыками произнесения звуков, а также звукового анализа. Они приводят к искажению фонетического и артикуляционного облика слова, что сказывается и на его графическом облике. При этом, как правило, затруднен процесс перевода звуковых образов в кинетические (двигательные), а затем - в графические.
- Грамматические, обусловленные искажениями в становлении системных представлений о языке. Обычно к пяти годам ребенок стихийно овладевает флективной системой русского языка и использует эти навыки в речи. Однако при грубых нарушениях речевого развития этот процесс замедляется или протекает с отклонениями, в результате ребенок испытывает трудности в словоизменении, согласовании, падежном управлении, следовательно, и в построении высказываний.
- Системные, касающиеся всех сторон речевой деятельности, когда ребенок обнаруживает стойкое невладение разными сторонами речепроизводства.
Методы коррекции зависят от вида нарушения и его сложности, однако общие рекомендации по преодолению дисграфических нарушений сводятся к следующим направлениям работы:
- Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации, поскольку они имеют важное значение для закрепления оптического образа букв.
- Развитие фонематического слуха, умений, связанных со звукобуквенным разбором и анализом слоговой структуры.
- Комплекс мер, направленных на обучение ребенка умению различать звуки и буквы, а также непосредственно буквы как изолированно, так и в контексте.
- Расширение словарного запаса, обогащение его новыми словами.
- Работа по преодолению аграмматизмов, развитие навыков словообразования и словоизменения.
- Усложнение синтаксиса устной и письменной речи.
Преодоление трудностей в обучении письму должно носить своевременный и комплексный характер и по возможности опираться на поддержку логопеда и психолога.