Письмо по памяти в преподавании русского языка
Формирование грамотности в процессе изучения орфографических и пунктуационных норм является одной из важнейших задач школьного курса русского языка. Чтобы развить необходимые для овладения грамотностью навыки самоконтроля, зрительную память орфографическую зоркость, используются различные типы упражнений, среди которых выделяется письмо по памяти.
Письмо по памяти – интересный и важный вид орфографической тренировки, поскольку способствует тренировке произвольного внимания, развивает все виды памяти (образную, зрительную, ассоциативную), а также обогащает словарный запас и грамматический строй речи.
В процессе заучивания стихотворных и прозаических текстов происходит встраивание новой лексики в активный словарь детей, усвоение новых грамматико-синтаксических моделей, что положительно сказывается на общем речевом развитии. Кроме этого, через тексты, которые запоминает ребенок, возможно развитие ценностного отношения к русскому языку и национальной культуре, усвоение пословичного и фразеологического фонда, привитие любви к чтению.
Письмо по памяти – разновидность упражнения, направленного на тренировку правописных умений, суть которого состоит в том, что дети заранее заучивают предложенный текст, а затем воспроизводят его на уроке по памяти, без диктовки учителя.
Плюсом этой работы, помимо указанных преимуществ, является также и то, что такое упражнение приучает к внимательному изучению и анализу исходных орфограмм и пунктограмм. В процессе заучивания текста ребенок должен усвоить не только его содержание, но и особенности написания отдельных слов, а также постановки знаков препинания. Это приучает к контролю письменной речи и помогает запоминать изученные правила правописания.
Методика письма по памяти и формы организации работы на уроке
Использование письма по памяти требует первоначальной подготовки, поскольку учитель должен научить детей, как работать с текстом для заучивания, чтобы избегать механического запоминания и анализировать его написание с точки зрения изученных правил. Поэтому перед проведением письма по памяти на предшествующих уроках необходимо провести комплексную работу с текстом, вооружив детей алгоритмом работы над ним.
Начинать работу над письмом по памяти необходимо с небольших стихотворных текстов: имеющиеся в них рифмы и ритм облегчают процесс заучивания. Предварительная работа с текстом включает несколько этапов:
- Чтение текста вслух и обсуждение его темы и основной мысли.
- Лексическая работа: объяснение непонятных слов и выражений (если такие имеются).
- Разбивка текста на предложения, анализ знаков завершения (объясняется, почему в конце предложений стоит точки ли вопросительный / восклицательный знак).
- Синтаксический анализ предложений: их структура (простые / сложные), наличие осложняющих элементов: однородных членов, обращений и др.
- Пунктуационный анализ предложений, заключающийся в объяснении постановки знаков препинания внутри предложения.
- Орфографический анализ, включающий объяснение всех орфограмм, встречающихся в тексте, с их графическим выделением.
- Письмо текста под диктовку учителя и самопроверка по образцу (или взаимопроверка).
Подготовительная работа необходима для того, чтобы научить детей подготовке к письму по памяти. В дальнейшем, когда дети усвоят алгоритм работы с текстом, ее можно не проводить, а сразу же давать домашнее задание.
По мере взросления детей состав текстов расширяются: привлекаются не только стихотворные, но прозаические тексты, состоящие из нескольких предложений. Также письмо по памяти осложняется и другими видами заданий:
- Языковыми разборами: фонетическим, морфемным, морфологическим или синтаксическим.
- Заданиями на языковое конструирование (составить словосочетания или предложения со словами, содержащимися в тексте).
- Упражнениями, направленными на поиск и нахождение определенных грамматических форм.
- Заданиями творческого характера: дописать текст; ответить на вопрос к тексту; выразить свое отношение к проблеме, которая поднимается в тексте и проч.
Модификация этого упражнения – письмо по памяти, подготовка к которому происходит прямо на уроке. Суть упражнения состоит в том, что каждый ученик получает карточку с афоризмом известного человека. На запоминание и анализ высказывания дается 5-8 минут. После этого дети сдают карточки и пишут текст по памяти. В качестве дополнительного задания к тексту можно использовать те упражнения, которые актуальны для изучаемого раздела или темы. Еще один вид работы, который может занять целый урок, - это работа над восстановлением правильной последовательности предложений в тексте, его заучивание и письмо по памяти. Ученик получает карточку с набором предложений из текста, которые ему необходимо расположить в правильной последовательности. После восстановления текста производится его анализ и запоминание, в конце ученики сдают карточки и пишут текст по памяти.
Таким образом, использование письма по памяти на уроках позволяет не только совершенствовать мыслительные процессы, но и помогает формировать необходимые языковые компетенции и навыки грамотного письма.