Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Песенный материал на уроках РКИ

Песенный материал на уроках РКИ

Развитие языковых и речевых компетенций инофонов является важнейшей задачей обучения русскому языку как иностранному. Поэтому педагоги постоянно ищут пути совершенствования существующей методики преподавания предмета, а также новые дидактические средства, способствующие повышению мотивации и развитию познавательного интереса. Одним из таких дидактических материалов является песенный материал, который успешно используется в практике преподавания.

Преимущества песенного материала как дидактического средства заключаются в следующем:

  1. Воспроизведение фонетических и орфоэпических особенностей русской речи, что способствует улучшению произношения.
  2. Песенный материал задействует разные каналы восприятия (слуховые, зрительные), что стимулирует развитие мыслительной деятельности.
  3. Будучи рифмованным ритмизированным текстом, песня облегчает запоминание новой лексики, грамматических конструкций.
  4. Песенный материал является отражением реальных языковых процессов и позволяет включиться в речевую практику.
  5. Знакомство с песнями расширяет знания о культуре страны, мотивирует к углубленному изучению языка.

Отбор песенного материала для занятий РКИ определяется несколькими факторами:

  1. Соответствие языкового материала изучаемой теме.
  2. Страноведческий потенциал, наличие информации, имеющей культурно-просветительское значение.
  3. Современность, соответствие вкусам и предпочтениям учеников.
  4. Близость текста песни к уровню языковой подготовки учеников.

Педагог, использующий песенный материал на уроках РКИ, должен позаботиться не только о хорошем качестве фонограммы (видеозаписи), но и о наличии текста песни, который может быть предъявлен ученикам для ознакомления.

Работа с песенным материалом также требует предварительной беседы, в ходе которой педагог выясняет восприятие учениками песни, их впечатление от услышанного. Целесообразно предложить ученикам высказать мнение о песне (понравилась или нет, а также почему), охарактеризовать манеру исполнителя, музыку, обще впечатление, которое производит мелодия и текст.

Организация работы с песенным материалом на уроках РКИ

Методика работы с песенным материалом включает несколько этапов:

«Песенный материал на уроках РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Подготовительный период: педагог изучает учебный материал и определяет те темы (уроки), на которых целесообразно использование песен как дидактических средств. Затем происходит отбор песенного материала в соответствии с дидактическими целями: повторение определенных конструкций, лексических единиц и так далее.
  2. Этап работы с песенным материалом на занятии: он включает постановку учебной цели (ученики должны понимать, для чего они работают с песней, как это поможет им продвинуться в изучении языка); планирование деятельности – определение видов учебных действий, которые будут использованы учениками (аудирование, говорение, чтение, языковой анализ, наблюдение над языковыми фактами); осуществление учебных действий и последующий их анализ.
  3. Завершающий этап, который связан с подведением итогов работы, рефлексией, оценкой результативности применения песенного материала в качестве дидактического средства.

Виды упражнений языкового характера, которые используются при работе с текстами песен, включают разные типы заданий:

  1. Упражнения на восприятие текста: прослушайте текст песни и ответьте на вопросы; прослушайте текст песни и кратко перескажите ее содержание; прослушайте текст песни и отметьте верные (неверные) утверждения о ее содержании.
  2. Найдите в тексте песни определенные грамматические формы или конструкции (их вид зависит от темы, изучаемой на занятии): это могут быть вопросительные предложения; назывные или безличные предложения; прилагательные; деепричастия; наречия и проч.
  3. Определите значение выписанных на доске слов из песни (при необходимости используйте словарь); подберите контексты, в которых эти слова употребляются в другом значении.
  4. Проанализируйте грамматические конструкции из текста песни, выписанные на доске; укажите, как они построены; подумайте, в каких коммуникативных ситуациях возможно их использование.
  5. Восстановите деформированный текст с опорой на текст песни, выбирая подходящие по смыслу и форме конструкции.
  6. Составьте диалог, используя фразы (конструкции, лексический материал) из текста песни, и разыграйте его между собой.
  7. Напишите эссе на тему, поднятую в песне. Используйте прозвучавшие в ней конструкции, лексические единицы.
  8. Разучите текст песни дома и будьте готовы исполнить ее на занятии хором.

Подобные задания позволяют вовлечь учеников в активную деятельность по изучению языковых феноменов, стимулировать творческую активность, приучают наблюдать за речью, языковыми феноменами повседневности.

Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot