Песенный материал на уроках РКИ
Развитие языковых и речевых компетенций инофонов является важнейшей задачей обучения русскому языку как иностранному. Поэтому педагоги постоянно ищут пути совершенствования существующей методики преподавания предмета, а также новые дидактические средства, способствующие повышению мотивации и развитию познавательного интереса. Одним из таких дидактических материалов является песенный материал, который успешно используется в практике преподавания.
Преимущества песенного материала как дидактического средства заключаются в следующем:
- Воспроизведение фонетических и орфоэпических особенностей русской речи, что способствует улучшению произношения.
- Песенный материал задействует разные каналы восприятия (слуховые, зрительные), что стимулирует развитие мыслительной деятельности.
- Будучи рифмованным ритмизированным текстом, песня облегчает запоминание новой лексики, грамматических конструкций.
- Песенный материал является отражением реальных языковых процессов и позволяет включиться в речевую практику.
- Знакомство с песнями расширяет знания о культуре страны, мотивирует к углубленному изучению языка.
Отбор песенного материала для занятий РКИ определяется несколькими факторами:
- Соответствие языкового материала изучаемой теме.
- Страноведческий потенциал, наличие информации, имеющей культурно-просветительское значение.
- Современность, соответствие вкусам и предпочтениям учеников.
- Близость текста песни к уровню языковой подготовки учеников.
Педагог, использующий песенный материал на уроках РКИ, должен позаботиться не только о хорошем качестве фонограммы (видеозаписи), но и о наличии текста песни, который может быть предъявлен ученикам для ознакомления.
Работа с песенным материалом также требует предварительной беседы, в ходе которой педагог выясняет восприятие учениками песни, их впечатление от услышанного. Целесообразно предложить ученикам высказать мнение о песне (понравилась или нет, а также почему), охарактеризовать манеру исполнителя, музыку, обще впечатление, которое производит мелодия и текст.
Организация работы с песенным материалом на уроках РКИ
Методика работы с песенным материалом включает несколько этапов:
- Подготовительный период: педагог изучает учебный материал и определяет те темы (уроки), на которых целесообразно использование песен как дидактических средств. Затем происходит отбор песенного материала в соответствии с дидактическими целями: повторение определенных конструкций, лексических единиц и так далее.
- Этап работы с песенным материалом на занятии: он включает постановку учебной цели (ученики должны понимать, для чего они работают с песней, как это поможет им продвинуться в изучении языка); планирование деятельности – определение видов учебных действий, которые будут использованы учениками (аудирование, говорение, чтение, языковой анализ, наблюдение над языковыми фактами); осуществление учебных действий и последующий их анализ.
- Завершающий этап, который связан с подведением итогов работы, рефлексией, оценкой результативности применения песенного материала в качестве дидактического средства.
Виды упражнений языкового характера, которые используются при работе с текстами песен, включают разные типы заданий:
- Упражнения на восприятие текста: прослушайте текст песни и ответьте на вопросы; прослушайте текст песни и кратко перескажите ее содержание; прослушайте текст песни и отметьте верные (неверные) утверждения о ее содержании.
- Найдите в тексте песни определенные грамматические формы или конструкции (их вид зависит от темы, изучаемой на занятии): это могут быть вопросительные предложения; назывные или безличные предложения; прилагательные; деепричастия; наречия и проч.
- Определите значение выписанных на доске слов из песни (при необходимости используйте словарь); подберите контексты, в которых эти слова употребляются в другом значении.
- Проанализируйте грамматические конструкции из текста песни, выписанные на доске; укажите, как они построены; подумайте, в каких коммуникативных ситуациях возможно их использование.
- Восстановите деформированный текст с опорой на текст песни, выбирая подходящие по смыслу и форме конструкции.
- Составьте диалог, используя фразы (конструкции, лексический материал) из текста песни, и разыграйте его между собой.
- Напишите эссе на тему, поднятую в песне. Используйте прозвучавшие в ней конструкции, лексические единицы.
- Разучите текст песни дома и будьте готовы исполнить ее на занятии хором.
Подобные задания позволяют вовлечь учеников в активную деятельность по изучению языковых феноменов, стимулировать творческую активность, приучают наблюдать за речью, языковыми феноменами повседневности.