Ошибки в употреблении однородных членов простого предложения
Речевые недочеты, связанные с употреблением однородных членов, относятся к грамматическим и проявляются как в устной, так и в письменной речи.
Минимальный контекст выявления такой ошибки – предложение. Эти ошибки обусловлены как слабым владением синтаксическими ресурсами русского литературного языка, так и умением употреблять двойные союзы, соблюдать нормы падежного управления, правильно строить сложные предложения с однородными придаточными частями.
Рассмотрим различные типы синтаксических ошибок, связанных с употреблением однородных членов, на практике:
- Недочёты в падежном управлении при однородных членах. Типичные примеры подобных ошибок таковы: Я люблю и восхищаюсь поэзией Пушкина. Он сочувствует и заботится о животных. Суть этого речевого недочёта заключается в следующем. При каждом однородном сказуемом подразумевается зависимое слово – дополнение, которое должно стоять в определенной падежной форме, требуемой глаголом. В этом заключается глагольное управление. В данных примерах к однородным сказуемым, каждое из которых обладает разными требованиями к форме зависимого слова, подобрано дополнение, зафиксированное в одной из этих форм. Оно соответствует последнему однородному члену в ряду и не сочетается с первым. Чтобы исправить ошибку, необходимо перестроить предложения так: Я люблю Пушкина и восхищаюсь его поэзией. Он сочувствует животным и заботится о них.
- Неверное употребление составных союзов. Например: Композитор как писал либретто для оперетт, так и симфонии. Профессор читал не только лекции, но и проводил практические занятия со студентами. Суть этой ошибки заключается в том, что части такого союза должны употребляться непосредственно перед теми членами предложения, которые они связывают, в противном случае возникает грамматический недочёт. В первом примере однородными являются дополнения «либретто» и «симфонии». Именно они должны быть связаны с помощью двойного союза: Композитор писал как либретто для оперетт, так и симфонии. Во втором примере в качестве однородных выступают сказуемые «читал», «проводил»: Профессор не только читал лекции, но и проводил практические занятия со студентами. Разновидностью этой ошибки также является смешение частей двойных союзов: Мой брат увлекается не только баскетболом, а также настольным теннисом. Верный вариант: Мой брат увлекается не только баскетболом, но и настольным теннисом.
Ошибки в употреблении однородных членов в сложных синтаксических конструкциях
К наиболее типичным видам этих речевых недочетов относят следующие:
- Ошибки в употреблении в качестве однородных причастных оборотов и придаточного определительного: Все мы знаем «Сказки» А.С. Пушкина, впервые услышанные в детстве и которые запоминаются на всю жизнь. Подобная структура не может быть признана нормативной, поэтому её необходимо заменить, используя два однородных обособленных определения, выраженных причастными оборотами, либо использовать конструкцию с придаточной частью: Все мы знаем «Сказки» А.С. Пушкина, впервые услышанные в детстве и запомнившиеся на всю жизнь. Все мы знаем «Сказки» А.С. Пушкина, которые впервые услышали в детстве и запомнили на всю жизнь.
- Недочёты, возникшие при неправильном употреблении в качестве однородных деепричастного оборота и придаточного обстоятельственного: Отдохнув и когда набрались сил, мы двинулись дальше в горы. Такие конструкции необходимо заменять либо однородными деепричастными оборотами, либо сложноподчиненным предложением: Отдохнув и набравшись сил, мы двинулись дальше в горы / Когда мы отдохнули и набрались сил, мы двинулись дальше в горы.
- Ошибки, возникшие при попытке построить сложную синтаксическую конструкцию с однородными придаточными частями: Пушкин пишет о Ленском, что он «из Германии туманной привез учёности плоды», а также, когда он «пел разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль». В данном случае мы имеем дело с придаточными изъяснительными, находящимися в однородном соподчинении. Суть его заключается в том, что входящие в состав предложения однородные придаточные должны не только относиться к одному типу, но и к определённому слову в главном предложении (или ко всему главному предложению), отвечать на сходные вопросы. Пушкин пишет о Ленском (что?), что он «из Германии туманной привез учёности плоды», а также (что?) что он «пел разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль».
Профилактикой возникновения подобного рода ошибок является работа, направленная на выработку следующих языковых умений:
- Навыки построения словосочетаний на основе связи управление с верным выбором требуемой предложной формы зависимого слова.
- Понятие о двойных союзах и их строении, а также умения употреблять их для связи однородных членов.
- Навыки построения предложений с причастными и деепричастными оборотами, в том числе с однородными полупредикативными единицами, а также развитое представление о структуре подобных предложений, месте, занимаемом в нём оборотами, их функции, их отличии от придаточных частей и возможностях замены синонимичными конструкциями.
- Умения строить предложения с однородным соподчинением придаточных, правильно присоединяя их к главной части.
Наличие этих умений и навыков позволяет избежать грамматических ошибок в речи.