Речевые трудности в обучении РКИ и их причины
Обучение иностранному языку – длительный и сложный процесс, трудности которого обусловлены разными причинами, в том числе и имеющимися у инофона дефектами речевого развития. Они препятствуют нормальному ходу языкового развития и осложняют процесс освоения системы второго языка. К основным разновидностям процессов нарушенного речевого развития можно отнести:
- Фонетико-фонематические нарушения, связанные с трудностями в овладении фонетической системой родного языка, недостаточным развитием фонематического слуха, искажение восприятия артикуляционных образцов, затруднениями в установлении связей между звуками и их графическими эквивалентами – буквами, а также смешение звуков в речи.
- Появление аграмматизмов, которые являются следствием затруднений в овладении грамматической системой родного языка.
- Общее речевое недоразвитие, связанное с нарушением формирования всех сторон речевой деятельности на фоне слабого владения системными средствами языка.
- Нарушения письма и чтения, то есть дисграфические и дислексические нарушения, препятствующие успешному обучению.
- Заикание, дизартрия, алалия, афазия и иные тяжелые речевые нарушения, иногда носящие комплексный характер и обусловленные пороками органического развития.
Обычно преподаватель РКИ не обучает детей с тяжелыми нарушениями речи, но в практике преподавания очень большое количество обучающихся, которые имеют более или менее выраженные речевые дефекты, приводящие к нарушениям в формировании навыков письменной речи, а также чтения. В частности, таким учащимся сложно освоить алфавит, они с трудом соотносят звуковой и графический облик слов, искажают слова при чтении, плохо воспринимают прочитанное и практически не усваивают грамматические нюансы. Поэтому данная группа учащихся нуждается в организации специального обучения РКИ, которое сопровождается элементами коррекционной работы.
Организация коррекционной учебной работы по РКИ со слабоуспевающими инофонами
Организация коррекционной учебной работы по РКИ представляет собой специальный педагогический процесс, реализующий диагностическую и коррекционно-развивающую функции и направленный на минимизацию речевых дефектов, препятствующих усвоению русского языка как иностранного.
Коррекционная работа со слабоуспевающими инофонами носит комплексный характер и охватывает все уровни языка – от фонетического до синтаксического. Кроме этого, организуется работа по развитию различных видов речевой деятельности, поскольку важным компонентом речевой коррекции является формирование коммуникативных навыков.
Коррекционная работа осуществляется на занятиях РКИ в несколько этапов:
- Проведение диагностики сформированности основных языковых умений и навыков. Этот этап представляет затруднение для педагога, поскольку не всегда он может оценить уровень владения родным языком у ученика-инофона. В этом помогают заключения логопеда относительно состояния речевого развития инофона, не владеющего русским языком. Затруднительно также проводить диагностику с теми инофонами, чей уровень владения русским языком минимален, поскольку он не позволяет оценить коммуникативно-речевые навыки. Поэтому преподаватель РКИ должен проводить диагностику постоянно, на протяжении всего обучения, выявляя характер учебных затруднений и их причины. Это помогает заметить, какие ошибки обусловлены несовершенством владения чужим языком, а какие являются следствием нарушений в процессе речевого развития.
- Планирование коррекционно-обучающей работы и встраивание ее в систему учебных занятий. На этом этапе преподаватель определяет цель и задачи коррекции, отбирает необходимые дидактические единицы, формирует последовательность прохождения учебных заданий, выполнение которых направлено на развитие речевых навыков.
- Реализация коррекционной работы включает учебную деятельность, связанную с выполнением заданий, направленных на профилактику и исправление речевых нарушений.
- Контроль результатов коррекционного процесса путем проведения повторной диагностики уровня речевого развития.
- Педагогическая рефлексия, оценка эффективности выбранных методик коррекции и выстраивание дальнейшей коррекционной работы с учетом выявленных и устраненных проблем.
Основные виды коррекционных упражнений и их цели в обучении РКИ
Процесс осуществления коррекционной работы включает различные типы упражнений, которые можно объединить в несколько видов по направленности на развитие определенных умений:
- Выполнение заданий по данному образцу формирует навыки речевого самоконтроля, развивает внимание, помогает овладеть механизмами планирования и поэтапного осуществления учебных действий.
- Выполнение игровых заданий способствует развитию познавательных интересов и повышению мотивации, снимает страх неудачи, помогает развить навыки коммуникации в спокойной, непринужденной обстановке.
- Участие в групповой работе создает необходимые условия для развития навыков общения, помогает определять цели и задачи своей деятельности в группе, учит самостоятельности и активности в процессе познания.
- Выполнение заданий аналитического характера (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, классификация) развивает познавательные способности, создавая условия для становления языковых умений и навыков.
- Выполнение заданий творческого характера не только стимулирует познавательную деятельность, но и способствует самореализации, раскрытию творческого потенциала личности, углублению предметных знаний.
Таким образом, организация коррекционной работы со слабоуспевающими инофонами в процессе преподавания РКИ – важное звено повышения качества обучения русскому языку иностранцев и сфера применения педагогических инноваций в области коррекционного обучения.