Орфографическое моделирование
В обучении орфографии большую роль играет моделирование, под которым понимается учебное действие, имеющее универсальный характер и включающее следующие компоненты:
- Кодирование учебной информации при помощи знаково-символических образов. Например, построение схемы предложения или слова с помощью условных обозначений.
- Замещение реальных объектов их знаковыми образами. Использование обобщенных графических символов (например, значков приставки, корня) для обозначения значимых частей слов.
- Декодирование модели, созданной с использованием знаковых символов. Чтение схем и условных графических обозначений в тексте учебника или рабочей тетради.
- Построение и чтение условных или схем. К примеру, ученик может воспроизвести условиям орфографического правила с опорой на схему, отражающую опознавательные признаки и условия выбора орфограмм.
В основе моделирования как вида учебной деятельности на уроке лежит создание учебных моделей, представляющих обобщенное изображение языковых явлений с помощью специальных символов (графических средств).
Орфографическое моделирование представляет собой частный случай языкового моделирования и выступает как инструмент знаково-символического преобразования орфографической нормы для изучения наиболее общих, существенных её признаков.
К орфографической модели предъявляется ряд дидактических требований:
- Точное соответствие модели учебной задаче, для решения которой она создаётся.
- Познавательная ценность модели, проявляющаяся в ее способности фиксировать общее, служить средством познания, открытия нового знания, а также контроля усвоения нормы.
- Материальная выраженность модели, её репрезентация в виде схемы, графического обозначения, символа.
- Рефлексивно-оценочный потенциал модели, который проявляется в способности модели представлять не только способ действия, но и алгоритм оценки правильности этого действия.
Методика применения орфографического моделирования на уроках русского языка
Использование орфографического моделирования на уроке организуется в системе различных упражнений, направленных на формирование умений создавать учебные модели и работать с ними для формирования орфографических навыков:
- Создание учебной модели орфографического правила. Суть упражнения состоит в том, что учащиеся после изучения текста орфографического правила создают его опорно-схематический конспект или же изображают правило в виде графической записи, помогающей осуществлять выбор верного написания. Например, для правила «Правописание корня лаг-/лож-» можно использовать следующую модель: лаг-а // лож-. Модель содержит только корень и суффикс как условие выбора необходимого написания.
- Восстановление текста правила по предложенной модели. Задание используется для актуализации орфографических знаний. Например, предлагая ученику схему «не (пробел) глагол», учитель побуждает вспомнить правило, касающееся написания частицы не с глаголами.
- Анализ графической схемы слова и соотнесение с ней слов, предложенных из списка. Задание ориентирует на тренировку навыка морфемного членения слова, а также показывает принцип единообразного отображения морфем в словах.
- Заполнение таблицы, графы которой соответствуют условиям выбора орфограммы. Например, при изучении темы «Правописание частицы «не» с прилагательными» ученики заполняют таблицу, состоящую из четырех столбцов: «Прилагательные, не употребляющиеся без не», «Прилагательные с приставкой не-, имеющие синонимы», «Прилагательные со словами, усиливающими отрицание», «Прилагательные в контексте противопоставления».
- Восстановление отдельных элементов, пропущенных в орфографической модели.
- Подбор примеров к приведённой орфографической модели правила. К примеру, к модели «основа существительного + суффикс -ян-» можно привести несколько примеров: глиняный, овсяный, полотняный, конопляный и проч.
- Создание для каждого отдельного примера своей орфографической модели, которая бы иллюстрировала его содержание. Например, для небольшого предложения «Осенний сад увядает» возможно построение нескольких моделей: «основа на –н + суффикс -н-» (осен-ний), «звонкий согласный на конце слова + гласная» (сад – сад-ы), «безударная гласная – ударная гласная» (увядает – вянет).
- Исправление ошибок, допущенных при языковом орфографическом моделировании. Например, учитель предлагает детям модель: «приставка +Ъ+ + э, е, ё, ю, я». Учащиеся отмечают, что буква «э» в модели лишняя (например, сэкономить), также уточняют, что буквы «е, ё, ю, я» должны находиться в корне.
- Работа с карточками, включающими различные орфографические модели, иллюстрации к которым необходимо найти в тексте.
Подобные упражнения обучают школьников оперировать с учебными орфографическими моделями при решении правописных задач, формируют зрительный образ опознавательных признаков орфограмм, помогают закрепить в памяти условия выбора написания, а также формируют орфографическую зоркость, умение анализировать написанное и исправлять ошибки.