Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Орфографическое моделирование на уроках русского языка

Орфографическое моделирование

В обучении орфографии большую роль играет моделирование, под которым понимается учебное действие, имеющее универсальный характер и включающее следующие компоненты:

  1. Кодирование учебной информации при помощи знаково-символических образов. Например, построение схемы предложения или слова с помощью условных обозначений.
  2. Замещение реальных объектов их знаковыми образами. Использование обобщенных графических символов (например, значков приставки, корня) для обозначения значимых частей слов.
  3. Декодирование модели, созданной с использованием знаковых символов. Чтение схем и условных графических обозначений в тексте учебника или рабочей тетради.
  4. Построение и чтение условных или схем. К примеру, ученик может воспроизвести условиям орфографического правила с опорой на схему, отражающую опознавательные признаки и условия выбора орфограмм.
Определение 1

В основе моделирования как вида учебной деятельности на уроке лежит создание учебных моделей, представляющих обобщенное изображение языковых явлений с помощью специальных символов (графических средств).

Определение 2

Орфографическое моделирование представляет собой частный случай языкового моделирования и выступает как инструмент знаково-символического преобразования орфографической нормы для изучения наиболее общих, существенных её признаков.

К орфографической модели предъявляется ряд дидактических требований:

  1. Точное соответствие модели учебной задаче, для решения которой она создаётся.
  2. Познавательная ценность модели, проявляющаяся в ее способности фиксировать общее, служить средством познания, открытия нового знания, а также контроля усвоения нормы.
  3. Материальная выраженность модели, её репрезентация в виде схемы, графического обозначения, символа.
  4. Рефлексивно-оценочный потенциал модели, который проявляется в способности модели представлять не только способ действия, но и алгоритм оценки правильности этого действия.
«Орфографическое моделирование на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика применения орфографического моделирования на уроках русского языка

Использование орфографического моделирования на уроке организуется в системе различных упражнений, направленных на формирование умений создавать учебные модели и работать с ними для формирования орфографических навыков:

  1. Создание учебной модели орфографического правила. Суть упражнения состоит в том, что учащиеся после изучения текста орфографического правила создают его опорно-схематический конспект или же изображают правило в виде графической записи, помогающей осуществлять выбор верного написания. Например, для правила «Правописание корня лаг-/лож-» можно использовать следующую модель: лаг-а // лож-. Модель содержит только корень и суффикс как условие выбора необходимого написания.
  2. Восстановление текста правила по предложенной модели. Задание используется для актуализации орфографических знаний. Например, предлагая ученику схему «не (пробел) глагол», учитель побуждает вспомнить правило, касающееся написания частицы не с глаголами.
  3. Анализ графической схемы слова и соотнесение с ней слов, предложенных из списка. Задание ориентирует на тренировку навыка морфемного членения слова, а также показывает принцип единообразного отображения морфем в словах.
  4. Заполнение таблицы, графы которой соответствуют условиям выбора орфограммы. Например, при изучении темы «Правописание частицы «не» с прилагательными» ученики заполняют таблицу, состоящую из четырех столбцов: «Прилагательные, не употребляющиеся без не», «Прилагательные с приставкой не-, имеющие синонимы», «Прилагательные со словами, усиливающими отрицание», «Прилагательные в контексте противопоставления».
  5. Восстановление отдельных элементов, пропущенных в орфографической модели.
  6. Подбор примеров к приведённой орфографической модели правила. К примеру, к модели «основа существительного + суффикс -ян-» можно привести несколько примеров: глиняный, овсяный, полотняный, конопляный и проч.
  7. Создание для каждого отдельного примера своей орфографической модели, которая бы иллюстрировала его содержание. Например, для небольшого предложения «Осенний сад увядает» возможно построение нескольких моделей: «основа на –н + суффикс -н-» (осен-ний), «звонкий согласный на конце слова + гласная» (сад – сад-ы), «безударная гласная – ударная гласная» (увядает – вянет).
  8. Исправление ошибок, допущенных при языковом орфографическом моделировании. Например, учитель предлагает детям модель: «приставка +Ъ+ + э, е, ё, ю, я». Учащиеся отмечают, что буква «э» в модели лишняя (например, сэкономить), также уточняют, что буквы «е, ё, ю, я» должны находиться в корне.
  9. Работа с карточками, включающими различные орфографические модели, иллюстрации к которым необходимо найти в тексте.

Подобные упражнения обучают школьников оперировать с учебными орфографическими моделями при решении правописных задач, формируют зрительный образ опознавательных признаков орфограмм, помогают закрепить в памяти условия выбора написания, а также формируют орфографическую зоркость, умение анализировать написанное и исправлять ошибки.

Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot