Орфографический портрет современного школьника
Современная лингвометодика активно занимается проблемой поиска путей совершенствования орфографической грамотности. Комплексный подход к решению данной проблемы обусловил внимание к различным факторам, влияющим на формирование орфографических навыков: состояние орфографической теории и практики, индивидуальное речевое развитие, совершенствование орфографической зоркости, зрительной памяти, произвольного внимания. Антропоцентрический подход в лингвистике отразился и в исследованиях орфографических феноменов, сформировав целое направление, посвященное изучению особенностей орфографической языковой личности пишущего.
Орфографическая языковая личность понимается как совокупность характеристик, относящихся к орфографической деятельности пишущего как к одному из видов речевой коммуникации.
Составляющей орфографической языковой личности выступают различные аспекты, связанные с осуществлением письменной коммуникации в соответствии с нормами правописания:
- Орфографические представления, формируемые под влиянием усвоения языковых норм и правил графического отображения устной речи на письме.
- Орфографические навыки как устойчивые речевые стереотипы, обеспечивающие автоматизм письма.
- Орфографический портрет как наиболее характерные черты определенного типа орфографической личности.
- Цели и мотивы орфографической деятельности пишущего, имеющие коммуникативно-речевую природу.
- Механизмы орфографической коррекции.
- Орфографические стратегии и тактики проверки написания в ходе самоконтроля и проч.
Орфографический портрет школьника – термин, используемый для выделения наиболее существенных характеристик, касающихся особенностей формирования орфографических навыков и других аспектов грамотного письма.
Описание орфографического портрета базируется на языковых антиномиях:
- Типичность и уникальность в языковом портрете личности как сочетание социальной и индивидуальной природы языка и речевой деятельности.
- Знание теории и использование этих знаний в практике речевой деятельности.
- Опора на нормы и интуитивное письмо, основанное на языковом чутье, орфографической памяти, аналитико-синтетических умениях.
Наиболее перспективные методы изучения орфографического портрета современных школьников являются:
- Изучение и анализ ошибок, допущенных ими в различных видах работ, особенно в диктантах и творческих работах.
- Анализ переписки в социальных сетях и мессенджерах.
- Исследование результатов анкетирования и проч.
Параметры орфографической личности школьника и проблемные «зоны» орфографии
Общие выводы, к которым приходят методисты и педагоги при изучении письменных работ учащихся, касаются количества ошибок, их типов, частотности, а также иных характеристик, имеющих значение для определения орфографической компетенции. Так, состояние орфографической компетенции школьника характеризуется следующими параметрами:
- Слабая освоенность морфологического критерия написания, которая проявляется в отсутствии прочно сформированных навыков проверки безударных гласных, поверяемых согласных, непроизносимых согласных. Неумение подбирать проверочное слово связано также с неразвитым словарным запасом, отсутствием системных связей между языковыми единицами.
- Неразвитые навыки словообразовательного анализа, проявляющиеся в неверном выборе написаний безударных неизменяемых суффиксов, например, ошибочное написание слов «старена» вместо «старина», «дедушкен» вместо «дедушкин»).
- Недостаточно сформированный фонематический слух, в частности, отсутствие понимания способов обозначения мягкости на письме с помощью графем. Так возникают написания без мягкого знака там, где они необходимы, а также случаи гиперкоррекции, когда пишущий использует «лишние» маркеры мягкости.
- Незнание некоторых вариантов традиционного написания и распространение на них морфологического принципа письма (в частности, попытки проверять чередующиеся корни подбором ударных вариантов).
- Тенденция к гиперкоррекции, которая проявляется в попытке универсализации морфологического принципа написания во всех случаях, которые представляются сложными с точки зрения выбора правильного варианта написания: «корондаш», «лякующий», «волшебницой» и проч.
Данные параметры определяют орфографической портрет языковой личности современного школьника, слабо владеющего нормами письменной речи, не умеющего руководствоваться системными представлениями о языке в практике письма.
Развитие и совершенствование орфографического портрета школьника – задача школьного обучения, которая должна решаться комплексно с использованием данных о когнитивных процессах усвоения орфографических норм. Психолингвистической основой письма и орфографической деятельности выступают особенности восприятия, специфический «канал усвоения» нормы, ведущий для данного пишущего. Сочетание различных педагогических техник формирования грамотного письма является залогом для развития орфографической личности и повышения культуры письменной речи.