Оксюморон
Оксюморон обычно причисляют к разряду тропов – средств речевой изобразительности – и определяют его как прием, основанный на соединении взаимоисключающих признаков в одном сочетании.
Структурно оксюморон представляет собой словосочетание, в котором определяемое и определяющее слово противоречат друг другу в смысловом отношении. Например: живой труп, горячий снег, весело грустить, звонкая тишина, нарядно обнаженный, красноречивое молчание и прочие.
Назначение оксюморона – служить средством создания образности, более ярко характеризовать какие-то предметы или явления, изображенные в художественном произведении. В речевой практике оксюмороны встречаются редко, хотя их изобразительные возможности позволяют говорящему подчеркивать те или иные противоречия, которые объективно присутствуют в явлениях окружающей действительности.
В отличие от других атрибутивных сочетаний, где семантика определения носит предметно-логический характер, в оксюмороне важно не логическое, а образное, эмоционально-экспрессивное значение. Например, в сочетании «мертвые души» атрибутивный компонент употребляется не в прямом значении, а является средством выражения авторского отношения к предмету изображения, средством раскрытия аллегорического и символического смысла, заложенного в словосочетании.
Оксюморон необходимо отличать от антитезы – образного противопоставления:
- В основе антитезы лежит сопоставление двух понятий, явлений, свойств: Ты богат, я очень беден, / Ты прозаик, / Я поэт (А. С. Пушкин). В оксюмороне противопоставляются не два понятия, а соединяются взаимоисключающие свойства, образуя единый, целостный образ. Например: роскошная нищета, богатая бедность.
- Антитеза – явление синтаксического порядка, оксюморон тяготеет к лексическим средствам образности.
- Антитеза основана на противопоставлении противоположных понятий, оксюморон – на их слиянии.
В речевой практике используются некоторые оксюмороны, которые стали привычными в языковом отношении и утратили изначально присущий им образный компонент. Например, к таким сочетаниям относятся названия из сферы строительства: «жидкие гвозди», «каменная вата», «холодная сварка».
Часто неумелое использование оксюморона в речи (особенно в школьных сочинениях) рождает комический эффект: «Чацкий, по мнению Фамусова, - это отстающий лидер, который не вписывается в московское общество» (отстающий лидер – оксюморон); «Коробочка – душа мертвее некуда» (душа мертвее некуда – оксюморон); «Гаев бестолков и постоянно изрекает невпопад глупые мудрости» (глупые мудрости – оксюморон).
Аллегория
Аллегория – понятие, впервые использованное еще в древнегреческой поэтике и известное как иносказание.
Аллегория основана на приеме, позволяющем изобразить какое-либо абстрактное, отвлеченное понятие через его уподобление конкретному явлению действительности.
Чаще такой прием мы наблюдаем в баснях. Например, в известной басне И. А. Крылова «Свинья под дубом» свинья – аллегорическое изображение невежественного человека, который неуважительно отзывается о просвещении и его достижениях.
Когда художник использует аллегорию, он не отказывается полностью от прямого смысла изображаемого, но при этом появляется второй план, который дополняет конкретные образы и придает им смысловую глубину. Так, в христианской литературе Иисус Христос часто изображается в виде агнца или виноградной лозы, которые являются аллегорическими образами.
Довольно часто встречаются и широко известные аллегории, значение которых понятно большинству образованных людей: якорь символизирует надежду или стабильность, белый голубь с ветвью в клюве является символом мира, змеи, обивающие чащу, - символ медицины, а статуэтка, изображающая женскую фигуру с завязанными глазами, держащую в руках чашу весов, ассоциируется с правосудием.
В стилистике и в литературоведении аллегория рассматривается как разновидность тропов и используется в функции изобразительного приема. На аллегории построено большинство басен, многие образы которых прочно закрепились в сознании читателей. Так, лиса становится воплощением хитрости и лукавства, ворона – простодушия, свинья – невежества, обезьяна – глупости, ворон – мудрости, ягненок – кротости, а волк – злобы.
Аллегорию необходимо отличать от метафоры:
- Метафора основана на образном уподоблении явлений на основе их ассоциативных связей. Аллегория же строится как намек, апеллирующий к неявному, скрытому смыслу явлений, ситуаций.
- Метафора образует единый образ, аллегория же всегда сохраняет два плана: прямой и иносказательный.
- Метафора – прием, который проявляется в узком контексте, в то время как аллегория охватывает все произведение.
Аллегорические приемы широко распространены в художественной литературе: с использованием этого приема созданы сатирические «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. На основе аллегории функционирует и прием «говорящего имени», когда имя персонажа служит средством его характеристики: Скотинин – в фамилии подчеркивается животное начало; Держиморда – в имени содержится намек на грубость и ограниченность и так далее.