ОГЭ по русскому языку: общая характеристика
Экзамен по русскому языку является формой проверки знаний, умений и навыков, предметных компетенций, которыми владеет ученик.
Государственные экзамены как официальная комплексная проверка уровня подготовки выпускников необходимы для завершения обучения на разных уровнях (основное общее, среднее образование) и получения соответствующего документа.
В 9 классе проверка знаний выпускников предусмотрена по двум дисциплинам учебного плана – по математике, а также по русскому языку.
Сдача основного государственного экзамена является базовой формой проверки качества обучения и подготовки. При этом его содержание, а также структура и задачи и требования, которые предъявляются к выполнению заданий, значительно отличаются от тех, которые существовали ранее.
ОГЭ нацелен на решение следующих задач:
- Объективную проверку уровня предметной подготовки выпускника.
- Унификацию форм и методов контроля.
- Создание единой системы требований к предметным компетенциям.
- Мониторинг сформированности базовых речевых навыков, необходимых для дальнейшего обучения, в том числе профессионального.
По сравнению с традиционной формой экзамена (изложение с грамматическим / творческим заданием) ОГЭ имеет ряд преимуществ, к которым относятся:
- Стандартная процедура проведения.
- Наличие единых и понятных критериев оценивания.
- Объективность и независимость контроля.
- Комплексный характер проверки.
Специалисты отмечают, что наряду с несомненными достоинствами, данная форма обладает и рядом недостатков:
- Шаблонный характер, отсутствие речевого творчества.
- Нацеленность выпускника на многократную отработку типовых заданий и обеднение содержания языкового образования.
- Психологическая нагрузка во время подготовки и при проведении.
Структура и содержание экзамена
Экзаменационные материалы по русскому языку включают три части:
- первая и третья части представляют собой задания, проверяющие навыки связной речи. Они предполагают написание изложения и сочинения по четко определенным критериям;
- вторая часть включает тестовые задания на разные виды языкового анализа: синтаксический, пунктуационный, орфографический, лексический.
Изложение, предусмотренное экзаменационной работой, отличается от традиционного изложения рядом особенностей:
- Является сжатым: участник экзамена передает содержание текста не дословно, подробно, а сжато, емко формулируя суть микротем исходного текста.
- Ограничено в объеме: минимальный объем работы составляет 70 слов, рекомендуется писать изложение объемом до 110 слов.
- Изложение диктуется не учителем, а диктором. Запись воспроизводится дважды, после чего экзаменуемые приступают к выполнению работы.
Требования к сочинению также носят жесткий характер и определяются следующими критериями:
- Соответствие объему (не менее 70 слов).
- Опора на предложенный в экзаменационной работе текст.
- Система аргументации, основанная на привлечении текстового материала и собственных доказательств на основе жизненного опыта.
- Трехчастная композиция, отражающая логику рассуждения: тезис – его обоснование – вывод.
Экзаменуемый в праве выбрать тему сочинения самостоятельно из трех предложенных: на лингвистическую тему, на основе интерпретации фрагмента текста или на морально-этическую тему
Тестовая часть предполагает задания разных уровней:
- Синтаксический анализ словосочетания и предложения.
- Пунктуационный и орфографический анализ.
- Работу с текстом (анализ его содержания, изобразительно-выразительных средств, лексических единиц).
Особенности оценивания и подготовки
Специфика экзаменационной работы заключается в особенностях ее проверки и оценки. Проверка максимально объективна, осуществляется частично с помощью машинных алгоритмов, частично с привлечением экспертов для оценки качества творческой части работы.
Оценивание изложения и сочинения осуществляется по заранее определенным критериям, среди которых выделяются три блока требований:
- Оценка содержания работы
- Оценка композиции и речевого оформления.
- Оценка грамотности.
Проверка по последнему критерию включает оба текста, оцениваемые комплексно.
По итогам проверки выставляется определенное количество баллов, которые в дальнейшем переводятся в привычную шкалу отметок – от 2 до 5.
Особенности подготовки к ОГЭ обусловлены как содержанием работы, так и требованиями к ее проверке и оценке. Подготовка включает три блока:
- Теоретический, нацеленный на повторение и обобщение изученных языковых категорий, норм и правил.
- Практический, связанный с их применение на практике при выполнении разного рода заданий.
- Речевой, связанный с развитием и совершенствованием умений выражать свои мысли в связном высказывании.
Особое внимание уделяется навыкам письменной речи, развитию потребности в самоконтроле, проверке и редактировании написанного. С этой целью во время проведения экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарем. Особое значение также имеет подготовка к сочинению-рассуждению в части отработки его структуры и логики аргументации. Выпускник должен уметь не только подбирать подходящие примеры из исходного текста, доказывая свою точку зрения, но и формулировать собственные доказательства, опираясь на прочитанные литературные произведения, знания из истории, общественный контекст.