Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение в сотрудничестве на уроке русского языка

Личностно-ориентированная модель обучения

В современной педагогике происходит ценностная переориентация системы образования на потребности и возможности самого участника образовательного процесса – педагога и ребенка. При этом содержание образования, оставаясь в рамках государственных стандартов, максимально индивидуализируется путем подбора индивидуальных стратегий, форм и методов освоения предметного содержания. Это процесс предполагает внедрение в систему образования новых дидактических подходов и технологий обучения, одним из которых выступает личностно-ориентированный подход.

Определение 1

Личностно-ориентированная модель в образовании представляет собой педагогическую технологию, основанную на персонализации образования с учетом интересов, потребностей, возможностей учащегося, а также приоритетов развития его личности.

Новый подход к образованию предполагает максимальную его гуманизацию, то есть насыщение общечеловеческими ценностями, переориентацию на субъектно-субъектный принцип взаимодействия участников педагогического процесса, признание необходимости установления атмосферы сотрудничества на уроке.

Определение 2

Одним из аспектов реализации личностно-ориентированного подхода в обучении является педагогическая концепция обучения в сотрудничестве, которая представляет собой комплекс педагогических принципов, техник и приемов, позволяющих выстроить обучение как равноправный диалог между учителем и учащимися, организовать процесс усвоения новых знаний и способов действия через совместную деятельность учителя и учащихся.

Принципы обучения в сотрудничестве на уроке русского языка

Обучение в сотрудничестве основывается на ряде принципов организации деятельности на уроке:

  1. Персонализация целей, задач, содержания и форм освоения материала.
  2. Развитие устойчивой мотивации к изучению предмета, формирование системы познавательных интересов, обеспечивающих устойчивость внимания и «погружение» в учебную ситуацию урока.
  3. Опора на приемы положительного подкрепления личности, создание атмосферы доброжелательного сотрудничества для решения учебных задач.
  4. Налаживание коммуникации в учебной группе для свободного обмена знаниями, мнениями, гипотезами, фактами.
  5. Организация совместной учебной деятельности поискового характера для развития интереса к учению и открытию нового знания.
  6. Отказ от авторитарной роли педагога в учебном процессе, принятие на себя функций «гибкой модерации», способствующей развитию личной инициативы обучающихся.
«Обучение в сотрудничестве на уроке русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На уроках русского языка обучение в сотрудничестве особенно значимо, поскольку формирование речевых навыков невозможно в отрыве от живой коммуникативной практики, которая, в свою очередь, выстаивается только в тех учебных коллективах, где существует атмосфера сотрудничества, взаимного уважения, признания личности другого.

Методика обучения в сотрудничестве на занятиях по русскому языку

На занятиях по русскому языку в школе учитель может использовать различные методы и приемы, позволяющие организовать обучение в сотрудничестве:

  1. Метод групповой работы на уроке. Суть метода, вариации которого разнообразны, заключается в том, что учебная задача разбивается на ряд более мелких структурных звеньев, решаемых каждой учебной группой. В процессе решения учебной задачи участники группы распределяют между собой роли, контролируют правильность действий друг друга, обсуждают варианты решения учебной задачи, предлагают пути выполнения задания, а также оценивают свою собственную деятельность и деятельность члена группы. Такой способ работы позволяет снизить тревожность из-за возможной ошибки, перераспределяет нагрузку между учениками, позволяя им более эффективно справляться с учебными задачами, а также помогает вовлечь в работу на уроке даже слабо подготовленных учащихся.
  2. Командные игры – форма деятельности на уроке, предполагающая сочетание групповой работы с игровым форматом подачи учебных заданий. Это могут быть орфографические «дуэли», лингвистические КВН, брейн-ринги и другие соревновательные игровые формы, позволяющие организовать сотрудничество между учебными группами – командами, вовлекая всех участников учебной игры в процесс работы с языковым материалом.
  3. Работа в группах с подвижным (переменным) составом – метод, развивающий навыки коммуникативной и мыслительной адаптации. Суть метода заключается в том, что межу учениками распределятся роли (эксперт, контролер, корректор, редактор и проч.), которые остаются постоянными в процессе урока. Периодически каждый участник покидает пределы своей группы и перемещается в другую учебную группу, внося свой вклад в ее работу. В конце занятия подводятся итоги работы групп, а также тех участников, которые перемещались между группами.
  4. Работа в парах (мини-группах), когда ученики получают возможность обменяться результатами своей деятельности, дополнить ответы друг друга, осуществить взаимопроверку материалов, составить диалог или принять друг у друга «зачет» по правилам.

Обучение в сотрудничестве на уроке русского языка – интересный и востребованный школьной практикой формат работы, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся в ходе их совместной деятельности и взаимодействия на уроке.

Дата последнего обновления статьи: 24.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot