Обучающие программы в рамках преподавания русского языка как иностранного
Современный процесс преподавания РКИ включает все больше учебно-методических средств, созданных с помощью информационно-компьютерных технологий. Это связано не только с активным внедрением гаджетов в жизнь современного человека, но и с появлением новых форм обучения (например, дистанционного), требующих создания электронной цифровой образовательной среды. Одним из основных направлений, реализуемых в данном направлении, является создание специальных программируемых учебных средств виртуального пространства, позволяющих обучать языку пользователя в любой точке мира.
Обучающие программы по РКИ представляют собой специализированные программно-аппаратные дидактические средства, направленные на формирование основных лингвистических компетенций.
В настоящее время существует несколько форм таких программ:
- Стационарные программы, устанавливаемые на персональный компьютер и используемые фонетические, лексические или грамматические тренажеры.
- Виртуальные сервисы обучения, предлагающие пользователям совершенствование языковых навыков посредством Интернета.
- Приложения для мобильной среды, разработанные для смартфонов и планшетов и направленные на развитие различных сторон коммуникативно-речевой деятельности (чтение, слушание, совершенствование грамматики, пополнение словаря и проч.).
Особенностью обучения с помощью программных средств является то, что они не предполагают живого общения преподавателя с учащимся. Процесс обучения организован как выполнение заданий, предложенных специальным программным алгоритмом. Несмотря на определенные преимущества использования программных обучающих материалов в преподавании РКИ, большинство методистов отмечают их недостаточную эффективность при формировании коммуникативно-речевых навыков. В частности, программные комплексы зарекомендовали себя как достаточно эффективные инструменты отработки лексико-грамматических умений и навыков. В то же время разговорная языковая практика – сфера, минимально представленная в таких учебных разработках. Поэтому для полноценного обучения необходимо сочетать указанные программные средства с традиционными формами языкового обучения.
Тестирующие программы по РКИ как дидактические средства
Тестирующие программы по РКИ представляют собой программные модули, целью которых является выявление уровня языкового развития тестируемого без обучающей функции.
Тестирующие программы удобны в ряде случаев:
- в ситуации осуществления вводного (диагностического) контроля для определения уровня языковой подготовки обучающихся;
- в качестве средства текущего или тематического контроля;
- как инструмент самоконтроля в процессе обучения РКИ;
- при необходимости быстро проверить знания достаточно большой группы обучающихся;
- в ситуации дистанционного обучения для контроля уровня обученности.
Любая тестирующая программа по РКИ должна отвечать критериям надежности, валидности, полноты проверяемых языковых компетенций, а также комплексному характеру такой проверки. При этом отдельные стороны речевой деятельности (например, уровень развития навыков разговорной речи) с помощью тестирования проверить сложно. Поэтому тестирующие программы используются в учебном процессе ограниченно, в сочетании с другими формами проверки знаний и умений.
Языковые умения и навыки, формируемые посредством обучающих программ
Существующие обучающие программные комплексы позволяют работать со следующими уровнями языковой системы и формировать совокупность коммуникативных умений и навыков:
- На уровне фонетики – с эталонными образцами произношения и интонирования, отработкой навыков правильной артикуляции, нормативного ударения, коммуникативно-обусловленного использования иных просодических элементов речи.
- На уровне лексики – с минимумами, необходимыми для усвоения лексико-семантических и тематических групп слов, необходимых для создания различных высказываний.
- На уровне грамматики – с различными типами синтаксических конструкций, используемых для выражения мысли.
Обучающие программы также содержат материалы, направленные на совершенствование разных сторон речевой деятельности:
- Чтение: упражнения на восприятие и понимание печатного текста, вычленения из него определенной информации, а также использования ее для ответов на вопрос, составления предложений, восстановления деформированного текста и проч.
- Аудирование: задания, направленные на восприятие текста на слух, анализа его содержания, использования представленной в нем информации для выполнения сопутствующих заданий: исключение лишней информации, работа с тестовым заданием.
- Письмо: знакомство с письменными паттернами, их анализ и применение в практике коммуникации через систему заданий (указать правильную композиционную последовательность высказываний, отметить верные с точки зрения стиля и формы варианты высказываний).
- Говорение: ознакомление с речевыми шаблонами, используемыми в стандартных коммуникативных ситуациях.
Таким образом, обучающие и тестирующие программы в рамках преподавания русского языка как иностранного используются как вспомогательный инструмент для формирования коммуникативных умений и навыков.