Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучающие и тестирующие программы в рамках преподавания русского языка как иностранного

Обучающие программы в рамках преподавания русского языка как иностранного

Современный процесс преподавания РКИ включает все больше учебно-методических средств, созданных с помощью информационно-компьютерных технологий. Это связано не только с активным внедрением гаджетов в жизнь современного человека, но и с появлением новых форм обучения (например, дистанционного), требующих создания электронной цифровой образовательной среды. Одним из основных направлений, реализуемых в данном направлении, является создание специальных программируемых учебных средств виртуального пространства, позволяющих обучать языку пользователя в любой точке мира.

Определение 1

Обучающие программы по РКИ представляют собой специализированные программно-аппаратные дидактические средства, направленные на формирование основных лингвистических компетенций.

В настоящее время существует несколько форм таких программ:

  1. Стационарные программы, устанавливаемые на персональный компьютер и используемые фонетические, лексические или грамматические тренажеры.
  2. Виртуальные сервисы обучения, предлагающие пользователям совершенствование языковых навыков посредством Интернета.
  3. Приложения для мобильной среды, разработанные для смартфонов и планшетов и направленные на развитие различных сторон коммуникативно-речевой деятельности (чтение, слушание, совершенствование грамматики, пополнение словаря и проч.).

Особенностью обучения с помощью программных средств является то, что они не предполагают живого общения преподавателя с учащимся. Процесс обучения организован как выполнение заданий, предложенных специальным программным алгоритмом. Несмотря на определенные преимущества использования программных обучающих материалов в преподавании РКИ, большинство методистов отмечают их недостаточную эффективность при формировании коммуникативно-речевых навыков. В частности, программные комплексы зарекомендовали себя как достаточно эффективные инструменты отработки лексико-грамматических умений и навыков. В то же время разговорная языковая практика – сфера, минимально представленная в таких учебных разработках. Поэтому для полноценного обучения необходимо сочетать указанные программные средства с традиционными формами языкового обучения.

«Обучающие и тестирующие программы в рамках преподавания русского языка как иностранного» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тестирующие программы по РКИ как дидактические средства

Определение 2

Тестирующие программы по РКИ представляют собой программные модули, целью которых является выявление уровня языкового развития тестируемого без обучающей функции.

Тестирующие программы удобны в ряде случаев:

  • в ситуации осуществления вводного (диагностического) контроля для определения уровня языковой подготовки обучающихся;
  • в качестве средства текущего или тематического контроля;
  • как инструмент самоконтроля в процессе обучения РКИ;
  • при необходимости быстро проверить знания достаточно большой группы обучающихся;
  • в ситуации дистанционного обучения для контроля уровня обученности.

Любая тестирующая программа по РКИ должна отвечать критериям надежности, валидности, полноты проверяемых языковых компетенций, а также комплексному характеру такой проверки. При этом отдельные стороны речевой деятельности (например, уровень развития навыков разговорной речи) с помощью тестирования проверить сложно. Поэтому тестирующие программы используются в учебном процессе ограниченно, в сочетании с другими формами проверки знаний и умений.

Языковые умения и навыки, формируемые посредством обучающих программ

Существующие обучающие программные комплексы позволяют работать со следующими уровнями языковой системы и формировать совокупность коммуникативных умений и навыков:

  1. На уровне фонетики – с эталонными образцами произношения и интонирования, отработкой навыков правильной артикуляции, нормативного ударения, коммуникативно-обусловленного использования иных просодических элементов речи.
  2. На уровне лексики – с минимумами, необходимыми для усвоения лексико-семантических и тематических групп слов, необходимых для создания различных высказываний.
  3. На уровне грамматики – с различными типами синтаксических конструкций, используемых для выражения мысли.

Обучающие программы также содержат материалы, направленные на совершенствование разных сторон речевой деятельности:

  1. Чтение: упражнения на восприятие и понимание печатного текста, вычленения из него определенной информации, а также использования ее для ответов на вопрос, составления предложений, восстановления деформированного текста и проч.
  2. Аудирование: задания, направленные на восприятие текста на слух, анализа его содержания, использования представленной в нем информации для выполнения сопутствующих заданий: исключение лишней информации, работа с тестовым заданием.
  3. Письмо: знакомство с письменными паттернами, их анализ и применение в практике коммуникации через систему заданий (указать правильную композиционную последовательность высказываний, отметить верные с точки зрения стиля и формы варианты высказываний).
  4. Говорение: ознакомление с речевыми шаблонами, используемыми в стандартных коммуникативных ситуациях.

Таким образом, обучающие и тестирующие программы в рамках преподавания русского языка как иностранного используются как вспомогательный инструмент для формирования коммуникативных умений и навыков.

Дата последнего обновления статьи: 17.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot