Дидактический потенциал образовательных квестов
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку ориентирует педагога на поиск эффективных форм активизации познавательной деятельности детей. Одной из педагогических технологий, которая способствует вовлечение детей в процесс учебной деятельности на уроке, является игровая технология. Игровые приемы, используемые на уроках русского языка, многообразны, и в последнее время популярной становится такая игровая форма, как квест.
Образовательный квест – это игровая форма обучения, основанная на сюжете путешествия, в ходе которого ученики сталкиваются с необходимостью решать различные проблемные ситуации, применяя уже имеющиеся лингвистические знания или открывая новые способы учебной деятельности.
Использование квеста повышает учебную мотивацию, поддерживает необходимый уровень интереса к материалу, формирует навыки командной работы и нестандартного мышления. Образовательный квест может быть использован практически на любом этапе обучения, однако наиболее эффективным квест является в процессе повторения и обобщения изученного. Именно на этом этапе обучения дети владеют различными учеными навыками, которые они могут применять для решения учебных задач, одновременно закрепляя изученные способы действия.
Образовательный квест и его роль в обучении русскому языку
В обучении русскому языку применяются различные образовательные квесты. Однозначной общепринятой их классификации не существует, однако, ориентируясь на используемые в практике преподавания формы, можно выделить следующие их виды:
- Квесты-путешествия, основанные на виртуальном передвижении в пространстве в ходе выполнения заданий. Формально такой квест может быть проведен с использованием игры-бродилки, где каждый ход определяется броском кубика, а выпадение того или иного задания случайно. Другой формат – заранее подготовленное учебное «путешествие» по изученному разделу. К примеру, это может быть путешествие по Стране Орфографии, Морфологии, Лексике или Пунктуации. Квесты-путешествия могут быть также проведены в формате поиска клада, плавания по морю, исследования затерянного города и так далее.
- Квест «Лингвистические раскопки», который организуется на материале работы с текстом. Детям могут быть предложены различные виды заданий: поиск устаревшей лексики и ее значений с привлечением дополнительных источников (например, словарей, справочников), восстановление деформированного текста, подбор синонимов, поиск ошибок в тексте и проч.
- Квест в форме детективного расследования. Например, при изучении темы «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий» дети сталкиваются с необходимость расследовать исчезновение буквы Н в суффиксе отглагольных прилагательных: раненный в плечо солдат – раненый солдат.
- Квест в форме эксперимента, который может быть организован как «перевод» текста из одного стиля речи в другой.
- Онлайн-квест, который ученики могут проходить самостоятельно или в группах удаленно с использованием Интернета.
Эффективность проведения квеста определяется предварительной подготовкой, наличием правил командной игры и четкой структурой, основанной на смене разнообразных по содержанию заданий. Чтобы поддерживать интерес учеников, педагог должен предусмотреть чередование разных видов деятельности: работа с теоретическим материалом, обсуждение в группе, выполнение письменных заданий, поиск информации и проч. Подготовка квеста требует достаточно высокого уровня педагогического мастерства и сформированности навыков командной работы у детей. В связи с высокой трудоемкостью данной формы она используется редко, в основном на открытых уроках и мероприятиях.
Включение образовательного квеста в преподавание русского языка позволяет решить следующие задачи:
- Развивает мотивационную сферу деятельности учеников, способствуют развитию интереса к изучению предмета.
- Формирует положительное отношение к изучаемому материалу.
- Прививает навыки командной работы, развивает умения коммуницировать, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения и обосновывать ее правильность.
- Способствует формированию навыков критического мышления и действий в нестандартной ситуации.
- Развивает творческий потенциал и воображение.
Образовательный квест является не единственной формой игрового обучения, однако практика показывает, что он вызывает наибольший положительный отклик у детей и поэтому используется чаще. Как правило, образовательные квесты применяются в начальной школе и на первых этапах обучения в основной школе, однако данная форма обучения может быть интересна и старшеклассникам. Для них возможна организация образовательных квестов повышенной сложности, а также создание квестов с привлечением самих учеников качестве соавторов, когда класс делится на группы, каждая из которых готовит свои задания для оппонентов.