Сочинение в структуре ЕГЭ
Единый государственный экзамен нацелен на проверку языковой подготовки выпускника в области всех разделов школьного курса языкознания. В структуре экзамена присутствуют задания, которые можно сгруппировать по следующим блокам:
- Речевые нормы, к которым можно отнести нормы ударения, словоупотребления, грамматики, правописания.
- Сведения по теории текста и стилистике.
- Речевые навыки, проверяемые комплексным заданием – сочинением-эссе на основе предложенного текста.
Сочетание тестовых и творческих заданий позволяет решить несколько задач:
- Проверить уровень владения языковыми нормами.
- Определить степень усвоения алгоритмов, заложенных в основе орфографических и пунктуационных правил.
- Оценить базовые навыки работы с текстом.
- Выявить уровень речевого развития, готовность к созданию собственных высказываний с опорой на имеющиеся сведения всех языковых разделов.
Сочинение нацелено на проверку навыков естественной письменной речи, оценку сформированности коммуникативных навыков при написании собственного текста, а также умений:
- грамотно, логично и последовательно излагать свои мысли;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- опираться на доводы автора, формулировать его позицию по проблеме и свое отношение к ней;
- анализировать текст, выявляя в нем главную и второстепенную информацию, важную для понимания его проблематики и идейного замысла.
Значимость творческой работы в структуре экзамена заключается в том, что она позволяет оценить уровень развития коммуникативных компетенций, необходимых для будущего специалиста, которому предстоит овладеть языком профессионального общения.
Новый формат сочинений ЕГЭ
Изменения, внесенные в последнее время, в содержание контрольно-измерительных материалов, затронули и экзаменационное сочинение, которое приобрело более жесткую структуру и понятные критерии оценивания.
Требования, предъявляемые к сочинению, заключаются в следующем:
- Наличие определенной композиционной структуры, проявляющейся в логике раскрытия темы.
- Аргументированность материала примерами из текста.
- Отражение в сочинении авторской позиции и умение выразить свое к ней отношений, подтвержденное аргументом.
- Речевое оформление, соответствующее критериям культуры речи и этическим нормам коммуникации.
Выпускник должен раскрыть проблему, которую затронул автор текста, пояснить ее с опорой на исходный текст. Для аргументации необходимы два примера, раскрывающие сущность проблемы. При этом экзаменуемый не просто указывает эти примеры, а комментирует их и определяет их связь в структуре текста. Важным является анализ авторской позиции, ее верная формулировка и способность выразить свое к ней отношение, подкрепив его убедительными доводами.
По сравнению с заданием прошлых лет сочинение упростилось содержательно: выпускнику больше не нужно приводить аргументы, основываясь на своем жизненном опыте, литературных примерах или общественно-исторических фактах. С другой стороны, теперь экзаменуемого ориентируют на более вдумчивую и тщательную работу с текстом. Выпускник должен продемонстрировать высокий уровень понимания его смысловой и структурной организации, умение оперировать фактической информацией, используя ее для обоснования собственной точки зрения. Важным является и навык оценки этического компонента коммуникации: выпускник должен уметь не только формулировать свою позицию, но и делать максимально корректно, соблюдая требования речевого этикета и общественной морали.
Критерии оценивания экзаменационного сочинения
Итоговая работа оценивается по ряду критериев, среди которых выделяют:
- Соответствие теме и коммуникативному заданию. Не допускается изменение темы или замена сочинения пересказом.
- Композиционная стройность, наличие всех элементов структуры.
- Высокое качество речевого оформления: богатство и разнообразие синтаксических конструкций, выразительность языка, отсутствие речевых ошибок, неточностей, языковой избыточности, необоснованных повторов, неуместных стилистических вкраплений.
- Грамотность, проявляющаяся на уровне грамматического, орфографического и пунктуационного оформления работы.
- Приемлемость содержания с точки зрения этических норм общения.
- Отсутствие фактических ошибок и искажений.
Основные трудности, с которыми сталкиваются ученики, касаются как содержательных, так и нормативных аспектов. Так, экзаменуемым бывает трудно выделить и сформулировать проблему, прокомментировать ее соответствующими примерами. Возникают трудности и установлении связи между примерами-аргументами, поскольку не все старшеклассники ориентируются в законах построения текстового целого и принципах связи его элементов. Трудности с речевым оформлением обусловлены недостаточным уровнем речевого развития, бедность словаря, невыразительностью языка, однообразием используемых конструкций.
Преодолеть эти трудности возможно, уделяя внимание чтению, расширению словарного запаса, развитию собственной речи.