Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Новый формат сочинений ЕГЭ

Сочинение в структуре ЕГЭ

Единый государственный экзамен нацелен на проверку языковой подготовки выпускника в области всех разделов школьного курса языкознания. В структуре экзамена присутствуют задания, которые можно сгруппировать по следующим блокам:

  1. Речевые нормы, к которым можно отнести нормы ударения, словоупотребления, грамматики, правописания.
  2. Сведения по теории текста и стилистике.
  3. Речевые навыки, проверяемые комплексным заданием – сочинением-эссе на основе предложенного текста.

Сочетание тестовых и творческих заданий позволяет решить несколько задач:

  1. Проверить уровень владения языковыми нормами.
  2. Определить степень усвоения алгоритмов, заложенных в основе орфографических и пунктуационных правил.
  3. Оценить базовые навыки работы с текстом.
  4. Выявить уровень речевого развития, готовность к созданию собственных высказываний с опорой на имеющиеся сведения всех языковых разделов.

Сочинение нацелено на проверку навыков естественной письменной речи, оценку сформированности коммуникативных навыков при написании собственного текста, а также умений:

  • грамотно, логично и последовательно излагать свои мысли;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • опираться на доводы автора, формулировать его позицию по проблеме и свое отношение к ней;
  • анализировать текст, выявляя в нем главную и второстепенную информацию, важную для понимания его проблематики и идейного замысла.

Значимость творческой работы в структуре экзамена заключается в том, что она позволяет оценить уровень развития коммуникативных компетенций, необходимых для будущего специалиста, которому предстоит овладеть языком профессионального общения.

Новый формат сочинений ЕГЭ

Изменения, внесенные в последнее время, в содержание контрольно-измерительных материалов, затронули и экзаменационное сочинение, которое приобрело более жесткую структуру и понятные критерии оценивания.

Требования, предъявляемые к сочинению, заключаются в следующем:

«Новый формат сочинений ЕГЭ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Наличие определенной композиционной структуры, проявляющейся в логике раскрытия темы.
  2. Аргументированность материала примерами из текста.
  3. Отражение в сочинении авторской позиции и умение выразить свое к ней отношений, подтвержденное аргументом.
  4. Речевое оформление, соответствующее критериям культуры речи и этическим нормам коммуникации.

Выпускник должен раскрыть проблему, которую затронул автор текста, пояснить ее с опорой на исходный текст. Для аргументации необходимы два примера, раскрывающие сущность проблемы. При этом экзаменуемый не просто указывает эти примеры, а комментирует их и определяет их связь в структуре текста. Важным является анализ авторской позиции, ее верная формулировка и способность выразить свое к ней отношение, подкрепив его убедительными доводами.

По сравнению с заданием прошлых лет сочинение упростилось содержательно: выпускнику больше не нужно приводить аргументы, основываясь на своем жизненном опыте, литературных примерах или общественно-исторических фактах. С другой стороны, теперь экзаменуемого ориентируют на более вдумчивую и тщательную работу с текстом. Выпускник должен продемонстрировать высокий уровень понимания его смысловой и структурной организации, умение оперировать фактической информацией, используя ее для обоснования собственной точки зрения. Важным является и навык оценки этического компонента коммуникации: выпускник должен уметь не только формулировать свою позицию, но и делать максимально корректно, соблюдая требования речевого этикета и общественной морали.

Критерии оценивания экзаменационного сочинения

Итоговая работа оценивается по ряду критериев, среди которых выделяют:

  1. Соответствие теме и коммуникативному заданию. Не допускается изменение темы или замена сочинения пересказом.
  2. Композиционная стройность, наличие всех элементов структуры.
  3. Высокое качество речевого оформления: богатство и разнообразие синтаксических конструкций, выразительность языка, отсутствие речевых ошибок, неточностей, языковой избыточности, необоснованных повторов, неуместных стилистических вкраплений.
  4. Грамотность, проявляющаяся на уровне грамматического, орфографического и пунктуационного оформления работы.
  5. Приемлемость содержания с точки зрения этических норм общения.
  6. Отсутствие фактических ошибок и искажений.

Основные трудности, с которыми сталкиваются ученики, касаются как содержательных, так и нормативных аспектов. Так, экзаменуемым бывает трудно выделить и сформулировать проблему, прокомментировать ее соответствующими примерами. Возникают трудности и установлении связи между примерами-аргументами, поскольку не все старшеклассники ориентируются в законах построения текстового целого и принципах связи его элементов. Трудности с речевым оформлением обусловлены недостаточным уровнем речевого развития, бедность словаря, невыразительностью языка, однообразием используемых конструкций.

Преодолеть эти трудности возможно, уделяя внимание чтению, расширению словарного запаса, развитию собственной речи.

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot