Конспектирование на уроках русского языка
Конспектирование на уроках русского языка является неотъемлемой частью работы по усвоению теории, поскольку позволяет ученику зафиксировать важные аспекты в ее изучении.
Конспект представляет собой краткую запись основных положений темы в формате, удобном для запоминания и последующего повторения материала.
Функции конспекта в процессе обучения русскому языку состоят в следующем:
- Систематизация информации, получаемой в процессе обучения.
- Структурирование сведений в теме.
- Объединение разрозненных сведений, относящихся к одной теме.
- Организация материала в удобной для усвоения форме.
- Проработка теории для ее разбора и запоминания.
- Облегчение формы представления орфографического правила.
Помимо того, конспектирование развивает навыки связной речи, умение последовательно выражать мысли, приводить примеры, тренирует память и внимание, способствуя запоминанию большего процента изученных сведений.
Традиционные конспекты представляют собой рукописные тексты довольно большого объема, хотя в последнее время они вытесняются опорными схематическими конспектами, а также различными таблицами, учебной инфографикой, представляющими информацию в компактном виде.
Нетрадиционные способы конспектирования на уроках русского языка
Большое значение для написания конспекта по теме имеет личная заинтересованность учащегося, ведь конечная цель написания конспекта состоит в структурировании знаний учащегося, поэтому конспект пишется не для учителя, а для самого ученика и отражает его понимание материала. Чтобы разнообразить деятельность по написанию конспектов и придать ей дополнительную мотивацию, в обучении русскому языку применяются приемы нетрадиционного конспектирования.
Нетрадиционное конспектирование представляет собой прием, суть которого заключается в творческом подходе к созданию учебного конспекта, сочетающего в себе информативность и необычность оформления и подачи.
Это значит, что учащийся самостоятельно выбирает форму представления материала способ его обработки, а также конечный вариант представления. В результате процесс создания конспект превращается в личностно-значимую деятельность, которая становится более осмысленной и самостоятельной.
При составлении нетрадиционных конспектов важно обучить школьников общим приемам конспектирования и соблюдать следующие принципы:
- Выделять в содержании материала только главные, существенные стороны, которые найдут отражение в конспекте.
- Использовать систему условных обозначений или краткие записи.
- Сопровождать теорию примерами из речевой практики.
- Вести записи аккуратно, последовательно, соблюдая логику изложения материала.
Виды нетрадиционных конспектов на уроках русского языка
Основные виды нетрадиционных конспектов:
- Конспекты-шпаргалки: учащийся пишет конспект в виде шпаргалки для контрольной или проверочной работы, стараясь уместить как можно больше полезной информации в минимальном формате.
- Конспекты-конструкторы. Например, можно создать конспект-бургер, поместив в «слоях» его начинки различные сведения; другой вариант – конспект-азбука, где каждая буква начинает какой-либо аспект теории.
- Конспекты-рисунки. По сути, вместо традиционного текстового варианта конспекта создается рисунок (коллаж, плакат) с минимумом текста и максимальным количеством инфографики, что помогает визуализировать материал и способствует его ассоциативному усвоению.
- Конспекты-предметы. К примеру, ученик делает конспект в виде закладки к учебнику, пользуется им в течение изучения книги, затем убирает. В виде конспекта может выступить и обложка книги (тетради), после изучения темы конспект заменяется новым.
- Коллективные конспекты. Это большие по формату конспекты, выполняемые на ватмане или плакате всем классом в процессе изучения темы. Каждый ученик по очереди дополняет общий конспект какими-то ведениями. В результате получается общая «карта» темы, сформированная как результат коллективных интеллектуальных усилий всего класса.
- Литературно-художественный конспект в виде сказки, рассказа, стишка (синквейна). по пройденной теме.
- «Временный конспект»: создается на непродолжительное время из стикеров, кусочков бумажек, которые собираются на уроке или в течение времени, отведенного на изучение темы.
Перечисленные виды нетрадиционных конспектов можно использовать, чередуя их в зависимости от уровня класса и особенностей изучаемой темы. Эффективным приемом является проведение небольших конкурсов в классе на лучший конспект к теме, где учащиеся могут презентовать свои варианты конспектов и проявить творческий подход к их составлению.
Таким образом, нетрадиционное конспектирование на уроках русского языка способствует развитию воображения и памяти учащихся, создает положительный настрой и мотивирует систематизировать изученные сведения в процессе самостоятельной работы.