Монолог и диалог как формы коммуникации
Известно, что общение протекает в двух основных формах – монологической и диалогической. Их сравнение позволяет установить черты сходства и различия между данными формами, а также выявить специфику каждой из них.
Диалог является исторически первичной формой коммуникации. По-видимому, его возникновение относится к наиболее ранним формам речевого взаимодействия между людьми. Первоначально диалог сопровождал не только бытовое общение, но и способствовал организации совместной трудовой деятельности, а также помогал в передаче опыта и традиций между поколениями.
Со временем функция диалога расширилась, что связано с появлением новых сфер общественной жизни и усложнением коммуникации в целом. В наше время диалог является универсальным инструментом обмена информацией как в живом, непосредственном общении, так и в культурном плане. Недаром культура в понимании известного русского философа М.М. Бахтина представляет собой пространства диалога, являясь средой взаимодействия сознаний, мировоззрений, индивидуальностей.
В лингвистике диалог понимается как форма коммуникативного взаимодействия, речевое высказывание, зафиксированное в устной или письменной форме и состоящее из последовательности реплик его участников.
Бытует мнение, что диалог в основном характерен для разговорно-бытовой коммуникации, однако он реализуется во всех функциональных стилях, в каждой из которых имеет свои языковые особенности. Так, в научном стиле диалог используется для организации дискуссии, в публицистическом – во время проведения дебатов, в официально-деловом – в ходе пресс-конференций, совещаний, деловых переговоров.
Преимущества диалога как формы речевого взаимодействия заключаются в следующем:
- Наличие почти мгновенной обратной связи и возможности отслеживать реакцию собеседника.
- Свободная структура, предоставляющая каждому участнику право свободно излагать свои мысли.
- Возможность корректировки содержания высказывания, если собеседник его не до конца понял.
- Приращение смысла за счёт обмена информацией, мыслями, идеями.
Монолог – это вторичная по отношению к диалогу форма взаимодействия, представляющая собой речевое произведение, структура которого предполагает последовательное изложение какой-либо темы без расчёта на ответные реплики собеседника.
Монолог возникает тогда, когда появляются формы общественной практики, требующие последовательного развёртывания мыслей: например, политика, судебная система, образование, искусство.
Хотя монолог по форме и строению исключает чередование реплик собеседник, он создаётся с ориентацией на адресата, поэтому любой монологической текст по своей природе диалогичен. Он существует в поле культурных смыслов, во взаимодействии с мировоззрением и идеологией своего времени.
Монолог также имеет положительные стороны:
- Возможность фиксировать и передавать большие объемы информации, сложной по содержанию и смыслу (например, научные сведения, тексты законов, новости).
- Обращенность к потенциально неограниченному числу адресатов и, как следствие, широкое распространение.
- Возможность многократного воспроизведения переданной информации (если монолог зафиксирован в письменной форме), обособление высказывания от конкретной речевой ситуации и его универсальность.
Особенности построения и употребления монолога и диалога
Структура диалога включает как речевые, так и неречевые компоненты. К последним относятся:
- Коммуникативная ситуация – обстановка, в которой реализуется общение, а также её характеристики.
- Состав коммуникантов, их статус и выполняемые роли.
- Канал связи – способ передачи информации и наличие непосредственного или технически опосредованного контакта между собеседниками.
К речевым аспектам диалога относятся:
- Тема общения, определяющая его содержание и цели.
- Функциональная разновидность языка, используемого для общения.
- Отбор языкового материала и способы его структурирования.
- Реализация требований культуры речевого общения, соблюдение этических компонентов коммуникации.
Правила ведения диалога в любой ситуации общения базируются на следующих принципах:
- Уважительное отношение к собеседнику.
- Недопустимость стратегий и тактик, направленных на унижение или обесценивание партнёра.
- Умение выслушать чужую точку зрения, аргументировать собственную, корректно и обоснованно отстаивать своё мнение, не ущемляя права и интересы оппонента.
- Соблюдение норм культуры речи, отказ от использования жаргонной лексики, грубо-просторечных слов, вульгаризмов и мата.
- Следование принятым в данном обществе этикетным правилам вежливого общения.
Монолог строится как речевое произведение, посвященное последовательному развертыванию какой-либо темы. В соответствии с выбранным типом текста монолог может представлять собой повествование (рассказ), описание или рассуждение. Особым типом монолога можно признать и художественный нарратив – рассказ об «истории», лежащей в основе художественных произведений.
Общая структура монолога включает три части, среди которых выделяют вступление, в котором даётся общая информация о теме, основную часть, посвящённую её раскрытию, и заключение, подводящее итог сказанному.
Наиболее общие принципы построения монолога таковы:
- Соответствие выбранной теме.
- Логичность и последовательность речи.
- Фактическая точность, основанная на данных верифицированных источников.
- Соблюдение нормативного и коммуникативно-этического компонентов речевой культуры.
Являясь двумя основными формами речи, монолог и диалог востребованы в различных ситуациях и сферах общения и необходимы для успешной коммуникации.