Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование «карты учебной темы» как прием эффективного обучения русскому языку

Моделирование «карты учебной темы» как прием эффективного обучения русскому языку

В обучении русскому языку большое значение имеют прогностические стратегии преподавания, создающие у учащегося необходимый настрой, знакомящие его с новой темой и особенностями ее содержания. Для реализации прогностической функции в преподавании необходимо использовать методические инструменты, позволяющие «укрупнить» дидактическое содержание учебной единицы и обзорно познакомить с ним учеников до начала подробного изучения темы (раздела).

Для реализации этой стратегии используют такой прием, как моделирование «карты учебной темы», который позволяет учащимся самостоятельно обозначит узловые моменты предметного содержания процесса обучения, а также выстроить образовательный маршрут максимально осознанно.

Определение 1

Карта учебной темы представляет собой графическое и вербальное отражение основного содержания учебного материала, структурированное учеником под руководством учителя в соответствии с логикой его изучения.

Карта учебной темы может иметь вид схемы или ментальной карты, звенья которой отражают основные аспекты темы и их помогают установить связи между изучаемыми понятиями.

Моделирование карты учебной темы представляет собой вид обучающей деятельности, которая направлена на развитие умений прогнозировать содержание учебных действий, определять их направленность, выстраивать программу учебной деятельности в соответствии с имеющимся планом обучения.

Работа по моделированию карты учебной темы может осуществляться на ряде этапов обучения:

  1. В начале учебного года перед изучением всего курса дисциплины. В этом случае работа способствует уяснению целей и задач, стоящих перед учениками этом учебном году, помогает установить связи между уже пройденным материалом и тем, который предстоит пройти, а также формирует общие представления о содержании учебного курса.
  2. В начале изучения большого раздела программы прогнозирование помогает выявить основные аспекты изучения темы, возможные трудности в обучении, а также сформулировать план действий по освоению предметного содержания.
  3. В начале изучения темы моделирование учебной карты позволяет структурировать деятельность обучающихся, придать всем ее этапам необходимую осознанность.
«Моделирование «карты учебной темы» как прием эффективного обучения русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика создания карты учебной темы на уроке русского языка

Моделирование карты учебной темы происходит в ходе ряда последовательных учебных действий:

  1. Определение предметного содержания темы (раздела), который предстоит усвоить. Например, учащиеся 6 класса в начале учебного года на первом уроке вовлекаются в деятельность по составлению «навигатора» по учебнику. Работая с оглавлением, ученики определяют, что предстоит освоить несколько разделов (повторение изученного, лексика и фразеология, словообразования, морфология и культура речи), а также освоить новые части речи в разделе «Морфология и культура речи»: числительные и местоимения.
  2. Распределение предметного содержания по уровням освоения на основе разных критериев, например, по времени освоения (что будет изучено в начале года, а что – в конце), по объему изучения, по степени известности материал, по наличию / отсутствию орфографических тем в составе раздела и проч.
  3. Графическое оформление полученных выводов в виде «карты». Для учащихся 5-6 классов это может быть имитация географической карты с «игровыми» названиями, например, «Долина Повторения», «Море Синтаксиса», «Горная цепь Морфологии», «Ущелье Орфографии» и проч. Для более взрослых школьников можно ограничиться составление ментальной карты или схемы.
  4. Установление связей между компонентами «карты», что выражается в определении логики последовательности изучения тем, а также в поиске их взаимосвязей. Например, ученики понимают, что темы по фонетике и словообразованию предшествуют морфологии, потому что фонетический и морфемно-словообразовательный уровни языка составляют его низшие уровни, на базе которых формируются единицы более высоких уровней – слова и предложения.

Моделирование карты учебной темы лучше осуществлять в процессе проектной групповой деятельности на уроке. Класс разбивается на учебные группы, которым дается задание составить свое видение процесса изучения отдельной части раздела:

  1. Обозначить разделы, которые будут изучаться.
  2. Определить, какие темы содержатся внутри разделов.
  3. Отметить, какие из тем абсолютно неизвестны, а какие уже изучались, но не так глубоко.
  4. Составить глоссарий темы (раздела) по опорным терминам учебника.
  5. Определить возможные трудности в изучении тем.

Составленная таким образом карта учебной темы может использоваться на последующих уроках, когда учитель стимулирует учеников обращаться к ней для уточнения или углубления сведений, соотнесения изученного и планировавшегося к изучению, а также в процессе повторения и обобщения материала.

Таким образом, моделирование карты учебной темы как прием эффективного обучения русскому языку позволяет добиться боле осознанного отношения к процессу обучения и развить навыки программирования и прогнозирования собственных учебных действий.

Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot