Модальность в языке
Категория модальности в русском языке является очень значимой для коммуникации, поскольку она передаёт соотношение «речь – действительность» и также указывает на отношение к речевой ситуации говорящего или пишущего.
Интерес исследователей к модальности обусловлен также изменением подхода к изучению языка: смещение акцента со структурного на функциональное изучение, когда в центре внимания лингвиста оказывается язык, взятый в аспекте его реализации в различных речевых ситуациях.
Модальность выступает как категория семантического плана, структура и содержание которой определяются отнесенностью высказывания к двум уровням – уровню диктума (соотношение его с действительностью) и уровнем модуса (его функционально-коммуникативный аспект). То есть каждое высказывание характеризуется определённой прагматикой: объективной, связанной с его способностью репрезентировать какую-либо внеязыковую ситуацию, а также субъективной, проявляющейся в оценочности и иных маркерах субъективности.
Объективная и субъективная виды модальности существуют неразрывно, являясь двумя аспектами высказывания. Однако передаются они специфическими языковыми средствами:
- Главным средством выражения объективности является система глагольных лексем, потому что именно они выражают отношение действия к реальности через систему наклонений.
- Субъективная модальность выражается как лексико-грамматическими средствами (суффиксы субъективной оценки, экспрессивная лексика), так и возможностями интонации, синтаксическими конструкциями.
Рассмотрим данное положение на примере. В предложении «На улице идёт снег» имеет вполне определённое соотношение с действительностью: высказывание констатирует факт, имеющий место в реальности. Средством выражения объективной реальной модальности служит глагол «идёт». Однако у данного предложения может быть и субъективная модальность, которая определяется коммуникативными намерениями говорящего. Например, использование интонации (радость, удивление, огорчение) передает отношение говорящего к данному факту. Кроме этого, пресуппозицией данного высказывания может быть и выражение пожелания – ‘На улице идёт снег, поэтому оденься теплее’. Таким образом, модальность каждого высказывания определяется соотношением субъектно-объектного уровней смысла.
Модальность вопросительных предложений
Вопросительные предложения – это одна из разновидностей синтаксических конструкций, выделяемая по принципу ведущей коммуникативной цели – узнать интересующую информацию.
Очевидно, что в данных предложениях особую роль приобретают как объективная и субъективная модальность, так и ситуативные аспекты значения.
Ядро типологии вопросительных предложений по признаку модальности составляют предложения вопросительно-объективной модальности, которые направлены на выяснение фактов о действительности. Грамматически подобное значение выражается с помощью:
- Вопросительных местоимений, которые указывают на отнесенность вопроса к определённой ситуации либо лицу: Что ты купил на обед? Который из них Михаил? Какие меры они предприняли для устранения аварии? Вопросительные местоимения «кто» и «что» выполняют роль заместителя подлежащего в таких предложениях.
- Вопросительных наречий «как», «зачем», «почему» и проч.: Как ты доехал сюда? Зачем ты порвал тетрадь? Где находится театр юного зрителя? Данный тип вопросов направлен на уточнение информации об условиях или обстоятельствах речевой ситуации (её место, время, цели, причины, способы действия).
Предложения вопросительно-субъективной модальности, помимо пропозиционального компонента, содержат добавочное значение субъективного характера (оттенки возможности, желательности / нежелательности ситуации, а также её необходимости, неизбежности):
- Семантика возможности актуализируется как с помощью лексико-грамматических средств (глагольная лексема «мочь» либо предикат «можно», конструкции с независимым инфинитивом), так и с помощью привлечения контекста высказывания: Может ли этот человек встать во главе коллектива? Можно одновременно созидать и разрушать? Как ещё это сделать? Как отличать настоящую любовь от мимолётной влюблённости?
- Модальность необходимости показывает ситуацию с точки зрения реализации закономерностей долженствования. Ведущую роль в формировании этого значения играют модальные предикаты «должен», «нужно», «надо», а также конструкции «вопросительное наречие + инфинитив»: Надо ли свято чтить традиции предков? Нужна ли нам экологическая безопасность? Что надо сделать, чтобы успокоиться? Как понимать твоё поведение? Зачем совершенствовать технологии?
- Модальность сомнения или неуверенности выражается вопросительной частицей «ли»: Хочу ли я этого? Ты ли это?
- Субъективная модальность, передающую личную заинтересованность адресанта, выражают конструкции с частицей «же»: Где же ты был так долго? Что же я наделал?
- Субъективное значение привлечения внимания адресата к содержанию высказывания передают так называемые риторические вопросы: Как не пожелать похвал? Кто из вас готов пожертвовать всем ради счастья человечества?
Таким образом, наличие в русском языке вопросительных предложений с различными модальными компонентами позволяет сделать вывод о наличии вопросительной модальности как функционального и семантического аспектов категории модальности в целом.