Множественное число существительных: общие сведения
Число относится к разряду словоизменительных категорий существительных, выражая отношения единичности и множественности: Кругом поля. В комнате стулья и один стол. Взял пару килограммов фруктов.
Среди лингвистов нет единой точки зрения по поводу того, что считать грамматическим содержанием категории числа. Так, в соответствии с традиционным взглядом, который закреплен в академической грамматике 1980 г., в основе числовых противопоставлений лежат количественные отношения. С точки зрения представителей системного подхода числовые различия имеют значение не столько в семантическом, сколько в синтаксическом и морфологическом планах, поскольку у таких существительных не выражены родовые различия, следовательно, они требуют при себе атрибутивов в иных формах: красное яблоко (согласование в ср. р.) – красные яблоки (согласование во мн. ч.).
Вопрос также вызывает существование в языке слов, не имеющих числовые противопоставления. Так, названия некоторых веществ и продуктов не имеют форм множественности: выпил кружку молока, добыча нефти, проведение газа, отрезал ломтик сыра. Даже если от таких лексем образуются формы множественного числа, то они, как правило, имеют другую семантику: отравляющие газы, роскошные шелка, голландские сыры.
Не всегда в русском языке существовало два числа. Ранее, в древнерусском языке, также использовались формы двойственного числа, которые образовывали числовые противопоставления парных предметов (ухо, глаза, рука). Впоследствии все формы унифицировались, а двойственное число, будучи морфологически избыточным, утратилось.
Нормы образования
В практике словоупотребления существуют случаи, которые относятся к трудным аспектам употребления субстантивов во множественном числе. Это касается существования вариативных окончаний у имен мужского рода, а также у слов в Р. п.
Для первого случая характерно противопоставление двух классов окончаний: -а/-я (считается более современным) и –ы/-и: директора, доктора, профессора, но! тренеры, шоферы, договоры. Варианты с окончанием –а считаются разговорными или просторечными: опытные тренера, подписать договора.
Иногда формы с данными окончаниями могут различаться в смысловом отношении: тоны сердца – яркие тона, убирают хлеба – хлебы на прилавке, любимые учителя – духовные учители и проч.
Формы Р. п. характеризуются чередованием нулевой флексии и окончания –ов: пакет яблок! но помидоров, апельсинов, мандаринов; купил пару носков, но! надел новую пару чулок; пять сантиметров, граммов, но напряжение в двести двадцать вольт.
Большинство из таких случаев необходимо запомнить, а в случае затруднения в употреблении окончания обращаться к грамматическим справочникам.
В целом в языке наблюдается унификация окончаний, поэтому формы на –а/-я в мужском роде и формы с нулевой флексией в Р. п. становятся все более распространенными в разговорной речи.
Некоторые существительные образуют формы множественности не по общим грамматическим правилам. Например, дно – донья, полено – поленья. Иногда такие различия имеют не только морфологическое, но и семантическое значение: древесный лист – древесные листья – чистые листы; корень дерева – корявые корни – полезные коренья; молочные зуб – лечить зубы – острые зубья.
Существительные только множественного числа
Слов, которые имеют только одну числовую форму в русском языке немного. Что касается множественного числа, то это слова следующих семантических групп:
- Номинации различных приспособлений и инструментов: слесарные клещи, крепкие плоскогубцы, острые ножницы, зажать в тиски, щипцы для завивки.
- Некоторые топонимы: уехать в Хельсинки, остановиться на станции Озерки, переехать в Химки, улететь на Мальдивы.
- Названия одежды: новые брюки, джинсовые шорты, спортивные штаны.
- Номинации некоторых продуктов и веществ: ароматные духи, неестественные белила, румяна для щек и сиреневые тени для век, сытные макароны, постные щи, свежие сливки, овсяные отруби и проч.
- Названия игр и развлечений: настольные шахматы, сыграть в шашки, играть в прятки, водить в жмурки, затеять игру в салки.
- Названия временных периодов: целые сутки, все каникулы, отправиться в потемках, сумерки на дворе.
- Номинации других предметов: мои очки, детские санки, расписные сани.
Для передачи значения единичности подобных предметов в тех случаях, где семантически это возможно, используются не морфологические средства, а контекст: В подъезде стояли мои детские санки. Около садика в беспорядке громоздились детские санки. Я куплю именно эти брюки. Брюки здесь представлены в широком ассортименте, на любой вкус и кошелек. Эти духи гораздо приятнее тех. Духи не следует использовать людям, которые склонны к аллергии.