Общие особенности многочленного сложного предложения (СП)
Специфика многочленного СП определяется особенностями его состава и строения: наличием структуры, имеющей многомерный характер. Из-за этого данные синтаксические единицы также называют полипредикативными или многокомпонентными.
Основной признак рассматриваемой синтаксической структуры – полипредикативность, которая выражается в наличии большего числа грамматических основ (предикативных частей) по сравнению с другими типами СП. При этом происходит не только количественное усложнение, но и качественная трансформация конструкции, так как части данных синтаксических образований связаны между собой особыми отношениями.
Рассмотрим более подробно специфику многочленных СП.
Дифференцировать подобное предложение от других разновидностей СП помогает количественный показатель – наличие трёх и более основ, две из которых образуют более тесное грамматическое и смысловое единство: «Путешествовать вначале было приятно: теплый, нежаркий день, хорошо накатанная дорога; в полях пестрело множество цветов, с ржаных хлебов, простиравшихся до горизонта, дул слабый ветерок, нес цветочную пыль, и вдали было даже туманно.» (И. А. Бунин).
Многокомпонентные СП могут включать от трёх до пяти-шести частей, в редких случаях и больше. При этом следует учитывать, что подобные конструкции используются в основном в письменной речи, поэтому количество частей регламентировать очень сложно. Оно зависит от замысла автора, особенностей его индивидуального стиля, художественной задачи, которую он перед собой ставит. Известно, например, что Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» использовал полипредикативные конструкции намного чаще, чем в «Анне Карениной», что было обусловлено не только стилистикой произведения, но и философско-созерцательной позицией автора.
Помимо критерия количества частей, многочленное СП отличается также таким признаком, как особый характер грамматико-смысловых связей между его компонентами. Предикативные части, которые входят в его состав, объединяются в семантическом и структурном планах, образуя блоки. Например, предложение «Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что-то, что казалось благом, через десять лет представляется злом» (Л.Н. Толстой) имеет два структурно-семантических блока: к первому относятся четыре предикативных части (предложение естественно и необходимо; мы видим; воззрение изменяется; что есть благо)), а ко второму – предикативные части «что-то представляется злом», «что казалось благом». Связь, существующая между блоками, носит характер пояснения.
Структурные части, которые обнаруживаются в многочленном предложении, различаются по строению и представляют собой либо одну предикативную часть, либо блок, включающий несколько предикативных единиц.
Несмотря на многообразие типов реализации многочленных СП, среди них принято выделять две группы:
- Группу, в которую входят синтаксические конструкции с одним типов грамматической связи (союзные многочленные СП и их разновидности – сложносочиненные и сложноподчиненные; бессоюзные многочленные СП).
- Группу, образованную сложными синтаксическими конструкциями с разными типами связей (например, союзной и бессоюзной).
Многочленное сложное предложение как художественное средство
В качестве художественного средство многочленное СП выполняет следующие функции:
- Информативную, позволяющую передать сложные размышления и их нюансы.
- Экспрессивную, выражающуюся в передаче различных оттенков эмоции и оценки.
- Образную: в ряде многочленных СП используется синтаксический параллелизм, что придаёт высказыванию чеканную структуру, усиливает его ритмичность и выразительность.
- Стилеобразующую: придавая речи большую насыщенность, выразительность и экспрессивность, многочленные СП образуют особую стилистику художественного текста.
- Смысловую: многочленные СП различной структуры благодаря выражаемым значениям и связям их частей могут формировать различные дополнительные оттенки семантики, придавая размышлениям автора характер завершённости или, наоборот, открытости, незаконченности.
Сами по себе многочленные синтаксические конструкции являются стилистически маркированными, поскольку используются в основном в книжных стилях – прежде всего художественном. Многообразие смысловых отношений, существующих между предикативными частями таких конструкций, позволяет передать и сопоставительные, и сравнительные, и причинно-следственные отношения. Так, например, в следующем предложении «Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие листья, липы надували очки; птицы по-весеннему радостно готовили свои гнезда, и пригретые солнцем мухи жужжали у стен» (Л. Н. Толстой) между первым и вторым структурно-семантическом блоком существуют отношения противопоставления, которые подчеркивают мысль автора о могучей силе и созидательном начале в природе, противостоящей мертвящему влиянию цивилизации.
Анализ многочленных СП в художественном тексте проясняет авторскую позицию, помогает вычленить стилистические особенности текста и понять его образную природу на глубинном структурно-семантическом уровне.