Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы организации знания в условиях полилингвизма

Полилингвизм как явление и черты полилингвальной языковой личности

На сегодняшний день проблемы формирования личности в многоязычной среде являются насущными вопросами лингводидактики. Это обусловлено различными причинами, в том числе и тесным взаимодействием представителей разных культур, которое приводит к возникновению многоязычия как фактора речевого развития индивида.

Определение 1

Полилингвизм представляет собой особое состояние психических процессов, коммуникативно-речевых структур и компетенций, которое складывается в результате усвоения в качестве средств общения двух и более языков.

Полилингвизм как явление в коммуникативно-речевом развитии исследуется разными науками: лингводидактикой, психолингвистикой, социолингвистикой, социологией, культурологией. При этом каждая отрасль рассматривает это явление под определенным углом, акцентируя различные аспекты проблемы полилингвизма в современном обществе.

С точки зрения лингводидактики основной проблемой, связанной с полилингвизмом, является проблема обучения личности, сформировавшейся в многоязычной речевой среде. Методистами давно подтверждено качественное отличие языковой системы билингвов от языковой системы индивидов, сформировавшихся в условиях моноязыковой среды. Следовательно, они нуждаются в иных способах организации и представления учебного материала, чем те, кто развивался под влиянием одного языка.

Типичные особенности полилингвальной языковой личности касаются различных аспектов функционирования языка в коммуникативной практике индивида:

  1. Произносительных навыков, связанных с особенностями артикуляции, развитием фонематического слуха, интонационных структур.
  2. Высших психических функций, опосредованных речью, то есть внимания, мышления, памяти, воображения.
  3. Коммуникативных качеств, предопределяющих готовность к общению с использованием языка.
  4. Уровня мотивации к изучению языка, характером и иерархией познавательных интересов.
  5. Языковых компетенций в области лексики, грамматики, стилистики.
«Методы организации знания в условиях полилингвизма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Кроме этого, в состав полилингвальных знаний входит сумма лингвострановедческих, социокультурных знаний, которые составляют необходимый экстралингвистический фон для освоения языка как средства общения.

Методы организации знания в условиях полилингвизма

Методы организации знаний в условиях полилингвизма становятся важной задачей языкового образования, помогая структурировать имеющиеся компетенции для успешного совершенствования языковых навыков.

Определение 2

Под методами организации знаний понимаются лингводидактические и когнитивные механизмы упорядочивания языкового содержания, позволяющие билингву успешно продвигаться в изучении двух и более иностранных языков.

Методы организации знаний в условиях полилингвизма сочетают в себе принципы анализа и синтеза, что позволяет устанавливать отличия между языковыми системами и в то же время выявлять черты их сходства на структурно-типологическом уровне. К наиболее распространенным методам организации полилингвальных знаний относят:

  1. Языковое моделирование, которое предполагает представление информации в виде модели – обобщенного образца реального языкового явления. Так, для структурирования сведений по теме «Глагол» можно предложить учащимся создать модели функционирования глагольной лексики в тех языках, которыми они владеют, и выявить черты сходства и различия.
  2. Сравнение и сопоставление языковых объектов по ряду параметров. Например, так возможно организовать изучение фонетической системы разных языков, акцентируя внимание на различиях в их артикуляционных и фонематических характеристиках.
  3. Обобщение языковых фактов в структурно-типологические модели. Метод подходит для изучения сходных грамматических явлений (к примеру, при сопоставлении степеней сравнения в русском и английском языках).
  4. Метод кластеризации, предполагающий выделение понятийного аппарата или ключевых фактов изучаемой темы с последующим их структурированием в группы на основе общих признаков.

Наиболее эффективные методы развития языковой личности билингва:

  1. Технология «Языкового портфолио», включающая самостоятельный сбор и систематизацию билингвом учебного материала, отражающего уровень владения языками. Это могут быть не только портфолио достижений в виде сертификатов, дипломов, удостоверений, но и портфолио работ, включающее информацию о проектных, исследовательских, творческих работах учеников.
  2. Метод проектной деятельности, который представлен самостоятельными разработками учащихся на тему межкультурного и межъязыкового взаимодействия.
  3. Научно-исследовательская деятельность, отражающая самостоятельный поиск, обработку, анализ информации, имеющей теоретическое или прикладное для лингвистики значение.
  4. Технология имитации речевой деятельности в условиях воссоздания моделей тех или иных коммуникативных ситуаций.
  5. Метод драматизации содержания образования, с помощью которого учебная ситуация воспринимается не рационально, а «проживается» в образах. Это могут быть диалоги, инсценировки, элементы театральной игры.

Таким образом, методы организации знаний в условиях полилингвизма предполагают упорядочивание системы языковых компетенций с целью более эффективного освоения систем разных языков одной мультиязыковой личностью.

Дата последнего обновления статьи: 24.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot