Лингвистическая эстафета и ее преимущества как игровой формы обучения
Игровые технологии в преподавании русского языка прочно вошли в сферу деятельности учителя-словесника. Специалисты полагают, что их использование не только способствует развитию мотивации и познавательного интереса, но и повышает учебную активность, стимулирует учеников включаться в урок на всех его этапах, поддерживает внимание и развивает интеллектуальные и творческие способности.
На сегодняшний день существует большое количество лингвистических игр: с использованием предметов, словесных, ассоциативных, интерактивных, с привлечением телекоммуникационных и мультимедийных средств и так далее. НЕ всегда игровые технологии являются доступными и простыми в подготовке и использовании. Например, организация квестов, лингвистических боев, путешествий и иных сложных форм игровой деятельности является трудоемким процессом, требующим от педагога длительной подготовки. Однако существуют и боле простые игровые формы, которые не требуют больших временных или энергетических затрат и могут использоваться на уроках русского языка, как его элементы. Речи идет о лингвистической эстафете, которая может выступать как самостоятельная форма организации учебного процесса и как часть (элемент) урока.
Лингвистическая эстафета – это игровая технология организации учебной деятельности на уроках русского языка, основанная на командной соревновательной игре с прохождением уровней – этапов.
Преимущества эстафеты как игровой формы заключаются в том, что она отличается следующими особенностями:
- Динамичностью, быстрой сменой событий.
- Универсальностью, возможностью использования в различных учебных ситуациях.
- Соревновательным характером, стимулирующим развитие командного духа и воли к победе.
- Доступностью для детей и педагога.
Методика проведения лингвистической эстафеты
Лингвистическая эстафета, используемая как форма проведения учебного занятия, представляет собой урок в форме соревнования между командами.
Учитель заранее составляет план-сценарий эстафеты, определяет этапы, которые должны пройти участники, задания и систему их оценивания. Как правило, задания составляются с учетом сведений, которые дети изучили в данной теме (разделе).
Лингвистические эстафеты могут быть посвящены одной теме (моноэстафеты) или нескольким. К моноэстафетам можно отнести орфографические соревнования, которые касаются только правописных тем. Эстафеты, посвященные разным темам, включают не только орфографические задания, но и другие типы: задания на правильную постановку ударений, определения состава или значения фразеологизмов, расстановку знаков препинания, выполнения языковых разборов и проч.
Рассмотрим типы заданий и этапы, которые могут войти в урок-эстафету по русскому языку:
- «На старт»: разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия лингвистических терминов.
- «Внимание»: найти ошибки в словах и исправить их.
- «Марш»: ответить на вопросы блиц-опроса по теме.
- «Быстрее»: на скорость расставить ударения в словах, записанных на доске (на листочках).
- «Выше»: составить из пазлов фразеологизмы, объяснить их значение.
- «Сильнее»: составить предложения, соответствующие схемам, объяснить расстановку знаков препинания в них.
Лингвистические эстафеты, рассчитанные на урок, носят комбинированный характер и используются для обобщения материалов по теме (разделу). Однако эстафета может входить в состав урока как его фрагмент, используемый для активизации познавательной деятельности:
- Проверку домашнего задания можно организовать как эстафету – соревнование двух учеников у доски. Задания для игры: ответить на теоретические вопросы; записать словарные слова под диктовку; выполнить указанные виды разборов; составить схемы предложений.
- Закрепление полученных знаний осуществляется в форме эстафеты – соревнования между группами, каждая из которых получает упражнения, которые необходимо выполнить за определенное время.
- Обобщение знаний проводится в форме эстафеты, содержащей вопросы и задания по пройденному материалу.
- Текущий контроль может быть организован как письменная эстафета: класс делится на группы (ряды), каждый из которых выполняет предложенные учителем задания, потом ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по образцу.
Лингвистическая эстафета является универсальной формой проведения внеурочных мероприятий по русскому языку. В ее содержание можно включать элементы подвижных игр, квестов, викторин. Так, при проведении лингвистической викторины ученик должен продемонстрировать не только знание предмета, но и ловкость: преодолеть «полосу препятствий», поймать мяч, провести через «лабиринт» товарища с завязанными глазами и проч.
Организация лингвистической эстафеты является способом заинтересовать учеников уроками словесности, привнести в учебный процесс разнообразие и элемент новизны.