Сочинение, его сущность, роль и разновидности
Сочинение – термин, которым обозначаются разные виды речевых упражнений, направленных на развернутое и последовательное изложение мыслей, идей в письменной форме.
Сочинение – это творческое задание, направленное на речевое развитие учеников, в основе которого лежит продуцирование высказывания в соответствии с определенной темой или формой.
Сочинение занимает ключевую позицию в системе работы по развитию связной речи, поскольку оно позволяет судить об уровне формирования словесно-логического мышления, мировоззрения и нравственной позиции ребенка.
Функции сочинения заключаются в следующем:
- Помогает осмыслить накопленный жизненный опыт, поделиться жизненными наблюдениями и выводами.
- Способствует развитию навыков систематизации фактического материала, который представлен в его содержании.
- Приучает осуществлять отбор языковых средств с учетом замысла, выстраивать композицию и логику подачи материала.
- Формирует навык грамотно выражать вои мысли, использовать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила и знания в области стилистики.
- Писать тексты разных жанров для различных коммуникативных ситуаций.
Типология сочинений весьма разнообразна и строится по ряду оснований:
- По тематике различают предметные сочинения, свободные или основанные на художественно-эстетическом восприятии и анализе произведений литературы.
- По ведущему типу речевого оформления: повествования, описания и рассуждения.
- По жанровому принципу выделяют сочинение-рассказ, эссе, рецензию, репортаж, очерк, газетную статью и проч.
- По стилю: публицистические работы и художественные.
- По исходному материалу, лежащему в основе сочинения: работы на основе жизненного опыта и наблюдений и сочинения на основе художественных текстов.
- По степени осложнения: обычные сочинения и те, которые содержат дополнительные виды заданий (грамматические, лексико-стилистические, творческие).
Методика подготовки к написанию сочинений
Написание сочинений – это процесс, включающий длительную подготовку, помогающую ученикам накопить необходимый материал, структурировать его, подобрать необходимые средства выражения и грамотно изложить свои размышления.
Методика обучения сочинениям включает ряд этапов:
- Подготовительный этап состоит в сборе фактического материала, работе над словарем, предложением и его структурой, правописанием. Источника содержания сочинения могут стать как жизненный опыт и наблюдения учеников, так и воображение, прочитанные книги, рассказы старших. Работая над лексикой будущего сочинения, ученики уточняют значения неизвестных им слов, подбирают синонимы к часто используемым лексическим единицам, обдумывают уместность использования выразительных средств языка. Отработка структуры предложения включает: 1) введение разнообразных синтаксических конструкций; 2) работу по актуализации синтаксических синонимов; 3) устранение синтаксических ошибок. Чтобы сочинение было грамотным, необходимо приучить учеников проверять написания слов с помощью словарей, обращаться к изученным орфограммам для корректировки написания трудных слов.
- Собственно написание сочинения осуществляется дома или на уроке. Ученики переписывают отредактированный текст с учетом всех замечаний и правок.
- Этап проверки и оценки предполагает не просто фиксацию ошибок и выставление отметок, но и обязательную работу над ошибками, которую можно проводить рассредоточено в течение последующих уроков или индивидуально, в формате заданий-карточек. Как правило, работа оценивается двумя отметками (за содержание и за грамотность). Сочинение должно соответствовать заявленной теме, быть логичным и последовательным, отличаться точностью и богатством речевого оформления, выразительностью, стилистическим единством.
Типичные ошибки в работе над сочинением
При написании сочинения ученики допускают ряд типовых недочетов:
- Речевых: они касаются неуместных повторов, употребления слов в значении, которое им несвойственно, речевой избыточности и недостаточности, стилистической неоднородности высказываний.
- Грамматических: они связаны с неправильным употреблением форм слов, а также ошибками в построении предложений.
- Правописных: они касаются неправильного написания сов, неверного употребления знаков препинания и (или) их пропуска.
К типичным недочетам также можно отнести бедность речи, ее однообразие и невыразительность. На уровне содержания – нелогичность и непоследовательность изложения материала, отсутствие плана и четкого структурирования материала. На уровне замысла и его реализации – несоответствие сочинения теме, а также отступления от нее, подмена тезисов при рассуждении, слабая аргументация и прочее.
Избежать этих ошибок помогает комплексная работа над речевым оформлением высказываний, а также те виды деятельности, которые стимулируют речевое развитие:
- Систематическое чтение, заучивание наизусть стихотворений, отрывков из прозаических произведений.
- Ведение читательских дневников.
- Участие в проектной деятельности.
- Подготовка устных публичных выступлений.