Контроль и подготовка к контрольной работе в обучении русскому языку
Контроль знаний и умений в процессе языкового образования является важным звеном в организации обучения, поскольку именно контролирующая функция настраивает школьников на систематическую работу на уроках, выполнение домашних заданий для успешного продвижения в освоении темы.
Контроль представляет собой компонент процесса обучения, который заключается в реализации ряда мероприятий, направленных на проверку и оценку хода и результатов освоения предметного содержания дисциплины.
Контроль по русскому языку осуществляется в нескольких направлениях:
- Как диагностический контроль, способствующий определению уровня начальной подготовки перед изучением темы или раздела.
- Как текущий контроль, направленный на оценку учебных достижений и выявление трудностей в процессе усвоения учебного материала.
- Как итоговый контроль, который предполагает комплексную проверку уровня обученности.
В организации контроля на уроках русского языка важна опора на следующие принципы:
- Систематичность контроля, его последовательный характер.
- Наличие плана и графика контроля.
- Связь с изученным материалом.
- Применением разнообразных форм и методов контроля (выборочный / полный, устный / письменный).
- Реализация обучающей функции контроля.
В процессе подготовки к контрольным работам учитель организует работу класса, а такое индивидуально-групповую деятельность, которая позволяет достичь следующих целей:
- Обобщить и систематизировать учебный материал.
- Повторить пройденные темы для актуализации знаний учащихся.
- Предупредить возникновение ошибок в ходе выполнения контрольной работы.
- Выявить уровень подготовки обучающихся и имеющиеся пробелы в знаниях.
Подготовка к контрольным работам по русскому языку имеет свои организационно-методические особенности, поэтому можно говорит о наличии методики подготовки к контрольным работам и ее реализации на уроках.
Методика подготовки к контрольной работе по русскому языку
Методика подготовки к контрольным работам представляет собой систему дидактических приемов, которые используются для повторения и обобщения учебного материала перед его проверкой.
Подготовка к контрольной работе включает ряд этапов:
- Анализ контрольной работы учителем для выявления дидактических единиц, подлежащих проверке, а также возможных трудностей, которые могут испытать обучающиеся в процессе выполнения контрольной работы.
- Планирование урока (уроков) повторения и обобщения, в содержание которых включаются задания и упражнения, направленные на актуализацию знаний и умений, систематизацию изученного, профилактику ошибок.
- Проведение учебного занятия, подготавливающего обучающихся к выполнению контрольной работы.
- Рефлексия и оценка эффективности деятельности на уроке после прохождения контрольной точки.
Каждый этап в организации подготовки к контрольной работе имеет свою специфику. Особое внимание учитель уделяет разработке урока, на котором происходит повторение учебного материала. При подготовке к такому уроку необходимо помнить, что эффективность выбранной формы в значительной мере зависит от возраста учащихся. Так, индивидуальную работу целесообразно предложить в старших классах, где у учащихся уже выработаны умения и навыки самостоятельного планирования учебной деятельности. В пятом-шестом классах лучше использовать групповую работу, так как создаёт необходимую мотивацию и настраивает на активное участие в ходе занятия.
Учителю необходимо правильно подходить к формированию дидактического содержания учебного материала. В содержание уроков подготовки к контрольной работе включаются:
- Задания на обобщение знаний: заполнение таблиц, схем, создание опорных моделей, составление конспектов, планов ответа на теоретические вопросы и проч., помогающие запомнить теоретические сведения.
- Задания практического характера, направленные на прикладное применение теоретических сведений: осложнённое списывание, языковые разборы, выполнение тестов, работа с текстом.
- Задания творческого характера: языковое моделирование, написание сочинений, эссе, составление диалогов и другие.
- Задания игрового характера: брейн-ринг, орфографическая «дуэль», соревнования команд, игра «Корректор» и проч.
Многообразие форм деятельности на уроке способствует поддержанию интереса к выполняемым заданиям, а также обеспечивает активность, высокий темп работы на уроке.
В ходе подготовки к контрольной работе учитель может использовать нетрадиционные формы организации работы на уроке:
- Поиск и исправление ошибок в контрольной работе-образце.
- Путешествие в «Страну Ошибок», в ходе которого учащимся предлагаются различные дидактические задания с допущенными в них ошибками.
- Заседание экспертного совета: каждый учащийся готовит дома какую-то часть темы (теорию и упражнения к ней), в дальнейшем ученики обмениваются заданиями.
- «Снежный ком»: вариант группового соревнования, при котором количество заданий и темп их выполнения все ускоряется, заставляя учебные группы работать очень интенсивно.
- Тестирование наоборот: детям предлагается тест и варианты ответа к нему вразброс. Ученики могут искать варианты методом подбора, а могут выполнить тест и свериться с предложенными ответами. В итоге первенство одерживает та учебная группа, которая раньше справляется с учебным заданием.
Введение разнообразных форм работы в уроки подготовки к контрольной точке позволяют привлечь внимание учеников к проблемам в знаниях, закрепить имеющиеся умения и навыки, помочь углубить знания по теме.