Сущность «обучающей проверки», ее принципы
Проверка письменных работ учеников – необходимая составляющая процесса обучения, поскольку она позволяет получить преподавателю «обратную связь», оценить прогресс учеников, а также определить наличие трудностей в обучении.
Функции проверки письменных работ в ходе обучения русскому языку заключаются в следующем:
- Диагностика текущего уровня подготовки, а также степени формирования тех или иных языковых компетенций и навыков.
- Выявление проблемных «зон» в освоении темы, ликвидация пробелов знаниях, коррекция ошибок и недочетов.
- Оценка индивидуальных успехов учеников в ходе изучения темы.
- Контроль учебной деятельности, проверка имеющихся знаний и умений.
- Стимуляции познавательной активности, развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
Одной и важнейших функций любой проверки является контролирующая, однако не менее важно, чтобы языковая проверка сочетала в себе не только контрольную, но и обучающую функцию.
Обучающая функция проверки заключается в такой ее организации, которая направлена на коррекцию возникающих ошибок и недочетов.
Контроль и проверка направлены не только на оценку знаний и умений, но и на развитие ученика, поэтому должны помогать преодолевать трудности в обучении и работать над ошибками.
Обучающая проверка на уроках русского языка базируется на следующих принципах:
- Принцип осознанности: ученик осведомлен о типах допущенных ошибок, знает их причины и способы исправления.
- Принцип последовательности: проверка производится единообразно и в соответствии с критериями и принципами, известными и понятными ученикам.
- Принцип наглядности: исправления ошибок дают ученикам представление об их типах, помогая в работе над коррекцией недочетов.
- Принцип доступности: учитель должен пояснять сущность ошибок, допущенных на еще не изученные правила. Это помогает ученикам расширять языковой кругозор и является средством предупреждения их возникновения в будущем.
Методика «обучающей проверки» письменных работ учеников
Приемы обучающей проверки на уроках русского языка заключаются в использовании следующих техник:
- Изучение типологии ошибок с учениками, а также способов их обозначения при проверке. Необходимо, чтобы ученики знали типовые правила выделения разных ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и умели их распознавать в тексте для отработки.
- Использование специальных «списков орфограмм и пунктограмм» с цифровыми нумерациями. Это работа предполагает системный характер, но дает хорошие результаты. Учитель совместно с детьми составляет таблицу (список) орфограмм, каждой из которых присваивается индивидуальный номер. При поверке работы учитель не только выставляет значок классификации ошибки, но и отмечает порядковый номер, который ей соответствует. При работе над ошибками ученик сразу получает рекомендацию, к кому правилу обратиться для ее исправления.
- Использование приема подчеркивания (выделения) ошибок (части слова, в которой они допущены) без их исправления. Этот прием при проверке позволяет ориентировать учеников на самостоятельный поиск ошибки, тренирует орфографическую зоркость и помогает развить навыки орфографического контроля.
- Проверка по образцу, осуществляемая самим учеником. Этот элемент самоконтроля на уроке помогает ученику развивать навыки редактирования своей письменной работы, повышает внимательность и орфографическую зоркость.
- Использования приема «поиска ошибок» («так называемая «слепая» проверка). Учитель проверяет работу, но не выделяет и не исправляет ошибки. Вместо этого он указывает общее количество орфографических, пунктуационных, грамматических и иных ошибок в конце работы. Задача ученика – найти эти ошибки самому и исправить их.
- Проверка чужой работы, содержащей ошибки. Здесь ученик выступает в роли учителя и самостоятельно, с опорой на имеющиеся знания, проверяет работу, в которой намеренно допущены ошибки. При этом задачу такой проверки можно постепенно усложнять: от простого выделения и исправления ошибок можно переходить к их классификации, подбору примеров для работы над ошибками, распределению ошибок по типам орфограмм и проч.
- В работе с учениками начальной школы и пятых-шестых классов можно использовать цветовое выделение ошибки (цвета, маркирующие ошибки, нужно обговорить заранее). При этом учитель выделяет, например, красным маркером слово, в котором допущена ошибка, а ученик самостоятельно исправляет эту ошибку.
- Прием «обратной проверки». Суть его заключается в том, что ученику дается задание сделать в тексте как можно больше ошибок, а затем исправить их и классифицировать. Такой прием нельзя использовать на начальных этапах работы по формированию грамотности, поэтому он больше подходит для старшеклассников, а также для учеников, которые демонстрируют высокие результаты в изучении русского языка.
Таким образом, использование обучающей проверки письменных работ учеников позволяет сделать работы по формированию орфографической грамотности более продуктивной и личностно-ориентированной.